Согласно ст. 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Законный режим имущества супругов в СК РФ воспроизводит в основном оправдавшие себя на практике положения о совместной собственности супругов на имущество, нажитое ими в период брака. Эти нормы устанавливались в течение длительного времени и претерпевали существенные изменения в период существования Советского государства. Однако незыблемым оставалось решение о том, что закон не устанавливал особой "семейной собственности". Следовательно, семья как таковая не рассматривается в качестве самостоятельного субъекта права. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи. СК РФ, как и ранее действовавшее законодательство, не признает право собственности детей на имущество, принадлежащее их родителям (п. 4 ст. 60 СК РФ).
«В имущественных правоотношениях супругов имеет значение вопрос о времени и источниках приобретения имущества» . Во всех правовых системах, как правило, различается имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак (добрачное имущество), и имущество, приобретенное ими в период брака.
Таким образом, имущество, имеющееся у супругов, состоит из имущества, собственником которого является каждый из супругов — личное имущество, и имущества, приобретенного во время брака, — совместное имущество супругов. В отношении имущества того и другого вида действует законный режим, если брачным договором не установлено иное (п. 1 ст. 33, ст. 36 СК РФ).
В соответствии с законом имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Определяющим признаком правового режима является бездолевой характер, поскольку доли супругов в их общем имуществе заранее не определены, поэтому имущество принадлежит в равной степени каждому из супругов.
Так, Максимович Л..Б., ссылается на то, что «…законным режимом совместной собственности предопределено равенство прав супругов на совместно нажитое имущество, при этом материальный вклад в приобретении этого имущества не зависит от уровня доходов каждого из супругов» . В связи с чем законом гарантировано право на общее имущество супругов того супруга, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход и воспитание детей или по другим причинам не имел самостоятельного дохода (п. 3 ст. 34 СК РФ).
Во-вторых, бездолевой характер совместной собственности предопределил порядок владения, пользования и распоряжения супругами их общим имуществом, который предполагает наличие согласованности в их действиях при осуществлении любого из перечисленных правомочий и классифицируется как правовая презумпция.
Термин «имущество», объясняет Функ Я. И., понимается применительно к рассматриваемым отношениям в широком смысле, когда им охватываются не только вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, а также имущественные права, в частности «…права требования по соответствующим обязательствам (при этом наличие права требования по обязательству, если подобное обязательство есть часть двустороннего обязательства, как правило, предусматривает и наличие определенной обязанности, которая в силу личного характера сделок хотя и лежит на одном из супругов, однако «отягощает» общее совместное имущество)» . Научный и практический интерес представляет вопрос о том, относятся ли долги супругов перед третьими лицами к их общему имуществу. В литературе нет единого мнения по этому вопросу.
Так, В. А. Тархов полагал, что «…поскольку к имуществу супругов применяются гражданско-правовые понятия имущества, включая и понятие его как совокупности прав и обязанностей, постольку имущество супругов состоит из актива и пассива. Следовательно, общие долги супругов являются одним из компонентов нажитого ими имущества» . Этой же точки зрения придерживается и М. В. Антокольская, которая считает, что помимо актива имущество супругов может включать также пассив — требования по обязательствам, в которых супруги являются должниками. Поэтому если супругами заключен брачный договор, они в принципе могут оговорить, какие долги будут относиться к категории личных, а какие — категории общих долгов. Иную точку зрения занимал В. А. Рясенцев. По его мнению, было бы неправильно понимать под общим имуществом супругов не только право собственности, но и обязанности (долги). С точки зрения В. А. Рясенцева, неверна сама трактовка общего имущества супругов как совокупности права собственности и обязанностей (долгов), которая никак не согласуется с признанием в законе общего имущества супругов совместной собственностью. Как подчеркивал В. А. Рясенцев, обязанности (долговые обязательства) не входят в право собственности, а понятие нажитого имущества не включает долги. Нажито то, что приобретено, получено за вычетом долгов. По мнению Ершовой, в том и ином случае есть рациональные моменты, которые стоит объединить в общем подходе к вопросу об ответственности супругов по их долгам. Рясенцев отграничивает имущественную ответственность по обязательствам от права собственности на имущество. Тархов считает, что основания ответственности супругов по своим долгам следует искать в самом праве совместной собственности.
«По общему правилу долги, - указывает Фоков А.П. - образованные супругами в период брака, являются их общими долгами при условии, что все полученное по обязательству было использовано на нужды семьи» . В соответствии с п. 3 ст. 39 СК РФ в случае раздела общего имущества супругов общие долги распределяются между ними пропорционально присужденным им долям. В отличие от этого долги, образованные каждым из супругов до вступления в брак, относятся к личным долгам (ст. 45 СК РФ). Исключение составляют долги, сделанные до вступления в брак в связи с предстоящим браком, которые, как правило, погашаются за счет общих средств или имущества супругов.
В совместной собственности супругов может находиться любое имущество, не изъятое из оборота. «Термин "имущество" употребляется в главе 7 СК РФ в широком смысле. Он охватывает как вещи, так и различные имущественные права» .
Полностью изъятыми из оборота являются вещи, отчуждение которых законом не допускается. К ним относятся некоторые виды вооружения, сильнодействующие яды и другие вещи, предусмотренные Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" .
Более широкий круг объектов права собственности составляют вещи, ограниченные в обороте. Так, Слепакова А.В. указывает, что «…они могут принадлежать либо определенным лицам, либо их принадлежность допускается при наличии специального разрешения (лицензии), что определяется, как правило, необходимостью обеспечивать общественный порядок и безопасность» . Если эти предметы не относятся к собственности одного из супругов, они являются объектами совместной собственности супругов, но в случае раздела общей собственности учитывается то, что они ограничены в обороте.
В совместную собственность супругов закон включает только имущественные права, но не обязательства (долги). Это можно подтвердить текстом ст. 35 СК РФ , в котором установлено, что к совместной собственности относится имущество, нажитое в браке. Нажито то, что приобретено, получено, а не долги.
«Определяя имущество, нажитое супругами во время брака, законодатель говорит не о причитающихся, а об уже полученных ими пенсиях, пособиях и иные денежных выплатах, не имеющих специального целевого назначения» . К последним относятся, кроме названных в п. 2, средства, полученные на командировочные расходы, на приобретение предметов профессиональной деятельности, например, книг и др. Таким образом, моментом возникновения совместной собственности супругов следует считать момент получения названных выплат.
В отношении доходов, полученных супругами от трудовой, предпринимательской и иной деятельности, СК РФ сохраняет не очень определенную формулировку ранее действовавшего КоБС РСФСР, применяя для этого термин "имущество, нажитое супругами", который нужно понимать как заработанные средства. Однако в силу законного режима общности имущества супруг приобретает право на вознаграждение, причитающееся другому супругу, даже если эти средства еще не получены в силу задержки их выплаты или по иным причинам. Ведь между правом на доходы от предпринимательской, интеллектуальной деятельности и их получением может пройти значительный срок. Иное решение этого вопроса предоставляет широкие возможности для злоупотребления правом, позволяя супругу задержать до расторжения брака получение доходов, чтобы исключить их из возможных объектов раздела.
В СК РФ, говорит Королев Ю. А., сохранено традиционное положение о том, что «…право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода. К другим уважительным причинам относятся болезни, служба в армии и иные обстоятельства» .
Основанием возникновения права собственности на жилое помещение является его приобретение по договору купли - продажи, мены, дарения. «Если помещение приобретается супругами на общие средства или договор дарения совершается в пользу обоих супругов, то возникает их совместная собственность на жилое помещение» .
Другим основанием для приобретения права собственности граждан на жилище является внесение членом жилищно - строительного кооператива полного паевого взноса за квартиру. С этого момента возникает право собственности на нее. Если средства составляли общее имущество супругов, то и квартира должна оформляться как их общая собственность. Другие члены семьи не вправе претендовать на право собственности в таком помещении.
Во внутренних отношениях супруги как равноправные собственники владеют, пользуются и распоряжаются имуществом по общему согласию с целью удовлетворения своих интересов, интересов детей и других членов семьи. При недостижении согласия любой из супругов может обратиться в суд за разрешением спора. На практике такие дела в судах почти не встречаются.
«Для совершения одним супругом сделки по распоряжению совместной собственностью в ГК РФ установлена презумпция (юридическое предположение), что этот супруг действует с согласия другого супруга (п. 2 ст. 253 ГК РФ). Это означает, что для совершения сделок с движимым имуществом супруги не нуждаются в доверенности» . Такое положение важно для защиты интересов членов семьи, т.к. облегчает совершение сделок по распоряжению общим имуществом, необходимость которых возникает постоянно, в том числе и в случаях отсутствия одного из супругов.
Конечно, предположение согласия супруга на совершение другим супругом сделки по распоряжению общим имуществом может не соответствовать действительности, и тогда возникает вопрос о возможности признания сделки недействительной. В интересах стабильности гражданского оборота ГК РФ и СК РФ установили, что такая сделка может быть признана недействительной по требованию супруга и только в том случае, если другая сторона сделки знала или должна была знать о несогласии супруга на совершение данной сделки (ст. 253 ГК РФ, п. 2 ст. 35 СК РФ). Из этого по мнению Беспалова Ю. следует, что «…такая сделка является оспоримой с правовыми последствиями, установленными ст. 174 ГК РФ для сделки, совершенной с превышением полномочий. Каждая из сторон, заключивших сделку, должна возвратить другой все полученное в натуре, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах» .
Глава 8 СК РФ регулирует отношения, новые для семейного законодательства России. Введение такой главы отражает задачи семейного законодательства в современных условиях, которые требуют повышения самостоятельности супругов при определении их имущественных взаимоотношений, в первую очередь для учета интересов предпринимателей в условиях рыночной экономики.
Договорный режим имущества супругов является новеллой брачно-семейного законодательства. Его суть заключается в том, что супруги заклчаю брачный договор которые регламентирует правовой режим имущество, включенного в этот договор.
«Путем заключения брачного договора, указывает Антокольская М. В., супруги сами устанавливают правовой режим владения, пользования и распоряжения общим имуществом, который может отличаться от законного режима имущества супругов» .
Сущность брачного договора как института права рассматривается по-разному различными авторами. История этого вопроса связана еще и с существованием различных взглядов не только на возможность существования разных режимов имущества супругов, но и с существующими доктринами по поводу понятия брака.
Загоровский А. И. указывает на три точки зрения на брак, а именно на «… брак как брак-договор, как брак-статус и брак-партнерство» .
Более распространенной концепцией является договорная, которая основана на росте требований, предъявляемых законом к порядку заключения брака, условиям его действительности, возможности получения возмещения убытков, возникающих у супруга в результате расторжения брака, то есть требований, которые предъявляются законодательством к договорам. Все эти требования позволяют сказать, что она более всего применена к использованию договорного режима имущества супругов. С этим следует согласиться. Но, не отвергая саму идею договорного режима имущества супругов, необходимо различать понятие режима как такового и понятие брака.
По мнению Челябиевой Н. «…у супругов возникают права и обязанности, которые четко предусмотрены законом и стороны не могут изменить их по своей воле» . Даже если супруги заключают брачный договор, то есть определенным образом изменяют установленные законом права и обязанности, правда в предусмотренных им же рамках, не может служить достаточным аргументом в пользу договорной концепции. Основная цель брака - это создание семьи, рождение и воспитание детей . Брак - это не договор между двумя сторонами, он не может быть предметом сделки, а представляет собой правовое действие, благодаря которому субъекты права приобретают специфические права и обязанности, которые присущи только лишь браку и которые существуют только лишь в пределах данного статуса. Только обладание этим статусом позволяет отнести субъекта к категории женатых людей.
Правовая природа брака не позволяет нам говорить о нем, как о договоре. Необходимо различать брак и те правовые последствия, которые из него проистекают. Брак - тот необходимый статус, та необходимая предпосылка, в результате которой супруги приобретают права и обязанности . В последующем, супруги обладая таким статусом, могут распоряжаться ими. Только посредством государственного признания брака, супруги становятся супругами и только после государственной регистрации развода они перестают быть ими.
Поэтому, на мой взгляд, супруги, вступая в брак, приобретают правовой статус, именно статус, который предоставляет им те возможности, как супругов, которыми они не обладали бы никогда, не находясь в браке.
Можно говорить о том, что существуют два аспекта в понятии брака. Сам брак, как государственное признание обладанием правовым статусом (акт вступления в брак) и возникающие из этого правовые последствия. Но трудно согласиться с мнением Антокольской М. В., что супружеские отношения, то есть брак, обладают более диспозитивным характером, чем договорные отношения .
Супруги могут заключать различные соглашения, однако все они помимо соответствия гражданским нормам, должны четко соответствовать нормам семейного права. И несоответствие им ведет к недействительности таких соглашений.
Существует и еще одна концепция брака, которая получила распространение в последние годы. Суть ее в том, что брак представляет собой партнерство. Появление этой идеи многие авторы связывают с развитием движений за равноправие женщин, за их независимое положение и, что естественно, за равенство супругов в браке.
Благодаря этой концепции супруги в браке становятся партнерами. Однако очень трудно при этом точно определить права и обязанности партнеров-супругов в браке, что затрудняет ее применение к практическим брачным правоотношениям. И делает невозможным его законодательного оформления.
Таким образом, «…брачным договором признается соглашение двух лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» . Суть брачного договора состоит в том, что он позволяет будущим супругам и супругам, состоящим в браке, самостоятельно определять свои имущественные отношения в браке, а также – в случае его расторжения. Иными словами, брачный договор – это закон для двоих. Супруги (будущие супруги) устанавливают свои правила в имущественных отношениях, и эти правила, они обязаны соблюдать.
Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора, является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода, неприятных моментов, связанных с разделом имущества в суде.. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что чем большую собственность имели в своем распоряжении супруги, чем выше был материальный уровень семьи, тем более сложные проблемы вставали перед ними и перед судебными органами в результате раздела имущества, если эти вопросы не были оговорены в брачном договоре или его не было вообще. Поэтому в состоятельных семьях практика заключения брачных договоров получила широкое распространение.
В брачном договоре устанавливаются положения о праве собственности на имущество мужа и жены, принадлежавшее им до брака, нажитое в браке, а также могут предусматриваться имущественные санкции на случай расторжения брака. При возникновении спора между супругами, суд будет исходить не из предписаний закона, а из положений брачного договора.
Специфика брачного договора состоит в том, что он заключается в сфере брачно-семейных отношений. Для этого договора характерен особый субъектный состав. Брачный договор, по мнению Хазовой о. А., могут заключить лица, вступающие в брак, т.е. жених и невеста, и – лица, состоящие в браке, - супруги .
Предметом брачного договора могут быть только имущественные отношения супругов.
В СК РФ установлен законный режим имущества супругов, т.е. общая совместная собственность, которая начинает действовать автоматически с момента регистрации брака при отсутствии брачного договора. В брачном договоре супруги вправе отступить от этого положения и по своему усмотрению установить режим совместной, долевой или раздельной собственности (ч. 1. ст. 42 СК РФ) .
Супруги вправе изменить режим собственности как на имущество, нажитое ими в браке, так и на добрачное имущество каждого из них. Положения брачного договора могут относиться и к имуществу, которое будет приобретено в будущем.
Под имуществом при этом чаще всего подразумеваются отдельные вещи или их совокупность (например, можно говорить о всем имуществе, нажитом в браке, а можно – о конкретных приобретенных вещах .
Вопрос о соотношении брачного договора и гражданско-правового договора в первую очередь связан с различными мнениями относительно того места, которое занимает семейное право вообще в системе права. Одни авторы считают, что семейное право является частью гражданского права, тем самым придавая институту брачного договора только лишь характер гражданско-правовой сделки. Другие авторы признают самостоятельный характер семейного права как отрасли права, что оказывает существенное влияние на институт брачного договора с точки зрения его семейно-правовой характеристики.
Соглашение об установлении договорного режима имущества в законодательствах возможно только лишь между супругами, что указывает на специфику брачного контракта, на наличие семейно-правового аспекта в договоре, помимо конечно же его гражданско-правовой природы .
|