В Российской Федерации все юридические лица проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках.
В науке гражданское право традиционно выделяется следующие способы образования юридических лиц:
- распорядительный порядок - характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Данный порядок имел место в СССР, однако, в настоящее время в ст.51 ГК не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот порядок образования организации сегодня в России не применяется;
- разрешительный порядок - предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В настоящее время этот порядок образования юридического лица предусмотрен, например, для образования страховых обществ и банков.
- нормативно-явочный порядок образования юридического лица характеризуется тем, что согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюдён ли установленный порядок её образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Именно этот порядок образования юридических лиц в настоящее время распространён в России .
В зависимости от вида юридического лица состав учредительных документов различен, так, например, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава, а правовой базой для деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор (ст.52 ГК).
Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор - консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.
Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а учреждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
Завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.
Один участник не может образовать товарищество, поэтому договор товарищества является двух- и более сторонним договором. В этом, кстати, проявляется договорный характер товарищества, который отличает его от, например, хозяйственных обществ (закону известны так «называемые общества одного лица»). Договор товарищества является консенсуальным договором. На это указывает текст закона - подписывая этот договор, товарищи «обязуются внести имущественные взносы и совершить иные действия, необходимые для создания товарищества».
«Некорректным следует признать вопрос о том, является ли договор товарищества возмездным или безвозмездным договором. Возмездность может присутствовать только в тех договорах, которые опосредуют обмен материальными благами. Поскольку договор товарищества к обменным сделкам не относится, то и отсутствует принципиальная возможность квалифицировать его в качестве возмездного или безвозмездного» .
Внесению в публично-достоверные реестры подлежат только учредительные договоры полного и коммандитного товарищества
В учредительном договоре, который может быть составлен в произвольной форме, должна быть определена цель деятельности товарищества. Требуется, однако, чтобы участники в учредительном договоре определили, какой конкретно деятельностью они намерены заниматься. Кроме того, в учредительном договоре должен быть определен порядок достижения цели деятельности, в частности порядок внесения и размеры вкладов участников.
Из вкладов участников создается материальная база деятельности товарищества. Вклады могут быть различными как по характеру, так и по размеру. Размер вклада, устанавливаемый в договоре, определяет долю каждого члена товарищества. Возможность уступки долей участия другим лицам поставлена в зависимость от согласия всех остальных участников товарищества. Эта практика достаточно распространена – так, согласно ст. 76 ГК Республики Беларусь возможность уступки долей участия осуществляется аналогично.
Юридическое лицо может быть реорганизовано. Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму.
Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.
Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях - по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.
Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязоностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может быть добровольной - по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно - по решению суда в определённых законом случаях.
Юридические лица - коммерческие организации, за исключением казённого предприятия, могут быть признаны по решению суда несостоятельными (банкротами), что влечёт за собой их ликвидацию.
Юридическое лицо может также совместно со своими кредиторами принять решение о своём банкротстве и добровольной ликвидации.
Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, должны совершить следующие действия:
- незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
-назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Для завершения ликвидации ликвидационная комиссия обязана совершить следующие действия:
- принять все меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Для этого она должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации), а также письменно уведомить всех известных ей кредиторов юридического лица о его ликвидации;
- по истечении срока для заявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его у учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
- произвести денежные расчёты с кредиторами (при недостаточности для этого денежных средств осуществить продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений) в следующей очерёдности:
1) удовлетворить требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
2) произвести расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с работниками данного юридического лица;
3) произвести расчёты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
4) рассчитаться по задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и сборы);
5) произвести расчёт с другими кредиторами; после завершения расчётов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.
Прекращение деятельности осуществляется в два этапа:
Первый этап включает следующие основания:
1. Истечение срока, на который полное товарищество создавалось ;
2. Решение участников товарищества;
3. Открытие конкурсного производства в отношении имущества товарищества;
4. Смерть одного из участников, если иное не оговорено в учредительном договоре;
5. Расторжение договора и судебное решение;
6. Открытие конкурсного производства в отношении имущества одного из участников товарищества.
Второй этап - так называемая ликвидация товарищества. Под ней подразумевается раздел имущества ликвидируемого товарищества между участниками. Ликвидация означает прекращение существования общей совместной деятельности. Для этого необходимо завершить текущие дела, взыскать дебиторскую задолженность и удовлетворить претензии кредиторов. Остающееся имущество подлежит распределению между участниками. Только завершение раздела имущества ликвидируемого товарищества приводит к прекращению его существования. Факт прекращения полного товарищества подлежит регистрации в торговом реестре.
По общему правилу, во всех перечисленных случаях, кроме двух последних, товарищество прекращается, что отражает его персональный характер. Однако прекращается оно не автоматически, а посредством ликвидации в установленном порядке и исключения его из государственного реестра. Товарищество может продолжить деятельность в новом составе участников, если это предусмотрено учредительным договором или отдельным соглашением остающихся участников. В таких случаях в учредительный договор должны быть внесены необходимые изменения.
Если учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников не предусмотрено, что товарищество продолжит свою деятельность, полное товарищество ликвидируется также в случаях: выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным, либо несостоятельным (банкротом), открытия в отношении одного из участников реорганизационных процедур по решению суда, ликвидации участвующего в товариществе юридического лица либо обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, соответствующую его доле в складочном капитале.
Когда товарищества стали приобретать все большую хозяйственную самостоятельность, возникла потребность охранить существование товарищества от различного рода рисков, связанных с личностью или волей одного или нескольких товарищей, не составляющих большинства. Наиболее распространенным случаем изменения субъектного состава товарищей была смерть одного или нескольких из них. Русское торговое законодательство прямо не определяло последствия смерти товарища, но ставило в обязанность каждого лица, вступающего в товарищество для производства общей торговли, при составлении договора о полном товариществе назначать лицо, долженствующее заступить в случае смерти его место для продолжения общей торговли (ст. 64 Устава торгового), причем это лицо могло быть названо в самом договоре или же, для избежания огласки, в запечатанном пакете, который должен быть вскрыт после смерти товарища (ст. 66 Устава торгового). Если назначения не было сделано, то с целью предотвращения распадения торгового дома товарищи могли соглашением, достигнутым при самом открытии торгового дома, постановить, что товарищество в случае смерти одного из товарищей или заявленного им желания оставить торговый дом продолжается между остальными товарищами с устранением наследников или их законных представителей от вмешательства в распоряжение делами.
В законодательстве европейских стран содержалось обратное правило, поэтому смерть одного из товарищей разрушала товарищество, если иное не было установлено в договоре, что подвергалось справедливой критике со стороны российских ученых . Поэтому в российском дореволюционном обороте действовало правило, если иное не было установлено в учредительном договоре и не состоялось по этому поводу позднейшего соглашения, что наследники вступали во все имущественные права наследодателя, кроме личных, например права распоряжения делами предприятия. Принятые на этих основаниях новые товарищи отвечали всем своим имуществом не только за сделки, заключенные со времени их вступления, но и за сделки, ранее того совершенные, одним словом, за все обязательства, лежащие на товариществе. Противоположное соглашение, конечно, было возможно, но оно имело силу в отношении товарищей, а не третьих лиц.
В гражданском праве советского периода отношение к товариществам несколько изменилось. Идеология социалистического государства не могла допустить ростовщического использования капитала. Поэтому законодатель требовал от товарищей личного участия в делах предприятия. Согласно ст. 289 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. простое товарищество прекращалось вследствие смерти кого-либо из товарищей. Однако в случае смерти товарища товарищество продолжало свою деятельность, если в товарищеском договоре имелось условие о выделении доли умершего или о замещении его наследниками по закону или по завещанию или учреждением, коему имущество умершего передается согласно закону (ст. 290 ГК РСФСР 1922 г.). В случае смерти одного из товарищей, при отказе заместителя умершего вступить в товарищество (ст. 290) товарищество продолжалось, если продолжение его в этих случаях предусмотрено договором товарищества или условлено соглашением остающихся товарищей. Доля выбывающего товарища при этом выделяется наличными деньгами согласно балансу на день выбытия (ст. 292 ГК РСФСР 1922 г.). Эти же правила распространялись на полные товарищества, товарищества на вере и товарищества с ограниченной ответственностью.
В Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. товарищеской формы организации юридического лица уже не было. Она была восстановлена только в современном российском гражданском законодательстве.
Согласно ст. 1176 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере входит доля этого участника в складочном капитале соответствующего товарищества. Право наследника на долю наследодателя в складочном капитале товарищества не является безусловным, поскольку законами или учредительными документами хозяйственного товарищества может быть предусмотрена необходимость получения согласия остальных участников товарищества для вступления наследника в хозяйственное товарищество. Поскольку право на долю в складочном капитале и право на участие в товариществе неразрывно связаны между собой, при передаче доли иному лицу к нему переходят права, принадлежавшие наследодателю. Товарищи имеют возможность одобрить нового участника товарищества или отклонить его кандидатуру, исходя из личных качеств наследника. При отклонении кандидатуры нового товарища применяется ст. 78 ГК РФ о порядке и условиях выплаты стоимости части имущества товарищества, соответствующей доле умершего в складочном капитале товарищества. Таким образом, если в согласии на вступление в товарищество в качестве участника полного товарищества или полного товарища товарищества на вере наследнику будет отказано, то он вправе получить от хозяйственного товарищества только действительную стоимость унаследованной доли либо соответствующую ей часть имущества в порядке, предусмотренном применительно к указанному случаю правилами ГК РФ, других законов или учредительным договором товарищества.
Следует особо отметить, что наследник, желающий вступить в товарищество, должен уже иметь или получить к моменту вступления в товарищество статус индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Если наследник не зарегистрирован в качестве предпринимателя, он вправе либо получить стоимость имущества, соответствующего доле наследодателя в складочном капитале этого товарищества, либо, поскольку в законе не указано иное, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и с согласия остальных товарищей стать участником товарищества. Возможна ситуация, когда наследник уже является участником другого полного товарищества или полным товарищем в другом товариществе на вере. Поскольку лицо может быть участником только одного полного товарищества (ст. 69 ГК РФ), в этом случае оно не сможет стать полным товарищем при наследовании прав умершего полного товарища в данном товариществе, поэтому будет вправе получить стоимость имущества, соответствующего доле наследодателя в складочном капитале этого товарищества.
Также условием наследования такой доли выступает то, что чтобы после смерти участника товарищества оно продолжило свою деятельность, что может быть предусмотрено учредительным договором товарищества или соглашением остающихся участников (п. 1 ст. 76 ГК РФ).
Наследник, вступивший в полное товарищество либо ставший полным товарищем в товариществе на вере, солидарно с другими полными товарищами несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество согласно п. 2 ст. 75 ГК РФ.
При переходе по наследству доли в уставном капитале товарищества на вере, принадлежавшей вкладчику (коммандитисту), наследник, к которому перешла доля, автоматически становится соответственно вкладчиком товарищества на вере (ст. 1176 ГК РФ). В отличие от перехода по наследству доли участника полного товарищества или доли полного товарища в товариществе на вере при переходе по наследству доли вкладчика специального акта его принятия в число участников товарищества на вере не требуется, поскольку переход по наследству долей вкладчиков не может быть каким-либо образом ограничен учредительным договором товарищества на вере. Таким образом, доля полного товарища (вклад вкладчика-коммандитиста) в складочном капитале, принадлежащая умершему товарищу (вкладчику), и связанные с ней права входят в состав наследуемого имущества.
Г |