В последние годы Правительство Российской Федерации декларирует одной из основных стратегических задач существенное увеличение доли товаров с высокой добавленной стоимостью в общем объеме российского экспорта. Принята и поэтапно вводится в действие программа государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая предоставление государственных гарантий и субсидирование стоимости экспортного финансирования для российских предприятий.
Помимо государственной поддержки в развитых странах существуют и так называемые рыночные формы финансирования экспорта товаров капитального назначения, одной из которых является использование экспортерами форфейтинга. Форфейтинг как механизм кредитования внешнеторговых операций посредством приобретения финансовым агентом у экспортера платежного обязательства импортера/банка импортера теоретически в России известен давно, но длительное время был доступен ограниченному числу «пользователей».
Форфейтирование в РФ имеет целый ряд особенностей, что обусловлено как спецификой национального законодательства, так и чисто рыночными факторами. Вместе с тем выгоды от использования данной формы финансирования определенно весомее тех сложностей, которые приходится преодолевать при ее внедрении.
Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций. Как правило, форфейтинговое финансирование носит действительно среднесрочный характер и предназначается для экспортеров товаров (машин, транспортных средств и оборудования) и услуг (строительство промышленных и инфраструктурных объектов за рубежом) капитального (инвестиционного) назначения. Также объектами форфейтингового финансирования могут выступать оборудование и решения в сфере информационных технологий.
В принципе, форфейтинг применим практически в любой отрасли на этапе выхода на новые рынки, платежные риски на которых неизвестны/неприемлемы для экспортера — так называемые развивающиеся рынки (emerging markets). В качестве примера «экзотического» объекта форфейтинга стоит отметить финансирование будущих поступлений за трансферы футболистов между европейскими клубами.
Что касается срока финансирования, то он, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтера, составляет не менее 6 месяцев.
Сложность валютного и таможенного регулирования трансграничного оборота внешних ценных бумаг в Российской Федерации (да и само отнесение векселя — средства платежа — к ценным бумагам)1 не позволяет российским экспортерам в настоящее время широко использовать традиционные финансовые инструменты, такие, как тратты и простые векселя. Кроме того, использование тратт и векселей во внешнеторговых расчетах не всегда привычно и понятно даже крупнейшим российским банкам, не говоря о «широких слоях» предприятий-экспортеров.
В то же время документарные аккредитивы с отсрочкой/рассрочкой платежа позволяют российскому экспортеру использовать понятный и привычный расчетный инструмент, оставаясь при этом в рамках действующего законодательства.
Вопросы валютного регулирования имеют исключительное значение для структурирования и осуществления сделок при форфейтировании.
Прежде всего, и сама экспортная сделка, и форфейтинговая сделка должны четко соответствовать всем требованиям и ограничениям текущего валютного законодательства, то есть экспортная валютная выручка должна поступать экспортеру от нерезидента из-за рубежа в полном объеме. Кроме того, расчеты должны производиться в сроки, установленные валютным законодательством.
Экспортер заинтересован сбыть свой товар/работу/услугу, импортер заинтересован приобрести товар/работу/услугу в рассрочку. Кроме того, в современной конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с поставщиком, предлагающим более простую и удобную для импортера схему финансирования. Коммерческий кредит продавца покупателю — практически единственная форма финансирования, отвечающая этим требованиям. Форфейтинг же фактически является способом рефинансирования коммерческого кредита во внешней торговле.
Касательно типов товаров я уже ответил в начале нашей беседы. Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее вознаграждение, в чем и состоит его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке. В общем, форфейтинг интересен всем.
Обращаясь к форфейтеру с просьбой о финансировании, экспортер информирует его: об импортере; типе и стоимости товара; предполагаемой дате его поставки; условиях выплаты кредита, приемлемых для импортера; наличии гарантии исполнения обязательств импортером со стороны банка и целом ряде других составляющих сделки.
Экспортеру, прежде всего, интересна стоимость услуг форфейтера, так как эта стоимость напрямую влияет на цену экспортируемого товара. Форфейтер, как правило, имеет дело с банковским или суверенным риском, поэтому возможность оценить риск есть всегда, ибо если такой возможности нет, то риск считается неприемлемым. При первичном обращении к форфейтеру экспортер обычно просит указать наименования приемлемых для форфейтера банков — эмитентов аккредитивов и далее проводит работу с покупателем, исходя из полученной от форфейтора информации. Поскольку экспортер является «первичным кредитором» для своего покупателя, но также намерен продать этот долг после его возникновения, экспортер заинтересован в том, чтобы структурировать свой контракт с покупателем так, чтобы впоследствии без проблем и затруднений продать долг форфейтеру.
В любой форфейтинговой сделке существуют кредитные, валютные, процентные и операционные риски, а также риск надлежащего исполнения экспортного контракта.
Кредитный риск практически полностью абсорбируется форфейтером, так как продажа долга производится без права регресса к экспортеру, и форфейтер обычно предоставляет экспортеру свое обязательство приобрести долг до подписания экспортером контракта (предоставления тендерного предложения).
С момента заключения соглашения с форфейтором (подписания экспортного контракта) до получения экспортной выручки от форфейтора экспортер обычно несет валютные и процентные риски. Валютный риск при этом означает риск изменения курса валюты, в которой номинирован контракт, к курсу национальной валюты экспортера, а процентный риск — риск изменения базовой ставки ЛИБОР. По получении экспортной выручки от форфейтера все эти риски переходят от экспортера к форфейтеру. Данные риски могут закрываться экспортером валютными фьючерсами (еще один источник дохода для банка экспортера) и заключением соглашения с форфейтером на условиях фиксированной ставки дисконта (при этом в ставку дисконта включается форвардная премия).
Операционные риски (риски контрагентов) в основном включают в себя: (1) риск неправильного составления документов, который закрывается привлечением форфейтера на каждой стадии подготовки документации по сделке; (2) риск экспортера (риск мошенничества или подлога при составлении или представлении документов), который закрывается посредством due diligence1, которую проводит форфейтор; (3) риск форфейтера (неоплата переуступленной задолженности), который закрывается проведением переуступки долга под условием его оплаты форфейтером, а также другие «мелкие» операционные риски, присущие международным расчетам.
Риск надлежащего исполнения контракта полностью несет экспортер, и форфейтер в процессе приобретения долга у экспортера, как правило, получает долговой инструмент, не обусловленный надлежащим исполнением контракта (вексель, аккредитив).
Стоимость форфейтингового финансирования определяется множеством факторов — страновыми рисками, рисками гаранта, сроком и графиком погашения долга, валютой долга, длительностью исполнения экспортного контракта и т.п. В целом стоимость форфейтингового финансирования может быть сопоставима со стоимостью финансирования под гарантии экспортных кредитных агентств (таких, как «Гермес» или Эксимбанк США), если брать в расчет страховую премию (exposure fee), взимаемую этими агентствами. Стоимость форфейтинга соответствует стоимости заимствований на международном финансовом рынке данного конкретного банка (либо министерства финансов) из данной конкретной страны на данный конкретный срок с учетом графика погашения. Выгода здесь, скорее, в скорости организации и простоте предоставления финансирования, ведь в отличие от синдицированных кредитов, евробондов и т.п. в коммерческих кредитах используется максимально стандартный инструментарий, не требующий получения юридических заключений и подписания многостраничных договоров.
Обязательства и права форфейтера и экспортера излагаются в двустороннем форфейтинговом соглашении, заключаемом между сторонами обычно путем обмена офертой и акцептом (также именуемом обязательством, или commitment). Обязательство форфейтера состоит в выкупе долга на определенных условиях в случае представления полностью удовлетворяющей форфейтера документации, подтверждающей наличие долга, факт передачи товаров/работ/услуг импортеру, а также переуступку форфейтеру права на получение выручки от импортера/банка импортера в у банка импортера в будущем. Обязанность экспортера — подготовить и передать форфейтеру указанную в соглашении документацию в течение срока действия соглашения. Упомянутые IFA Guidelines, разработанные для операций с форфейтинговыми активами на так называемом «вторичном» рынке, то есть между форфейтинговыми компаниями и банками, тем не менее, применяются в «первичных» сделках между форфейтерами и экспортерами. Обязательство вступает в силу с даты акцепта и действует до указанной в нем даты (это так называемый availability period). По наступлении этой даты обязательство форфейтера приобрести долг утрачивает силу в случае, если экспортер не представил вовсе или представил неудовлетворяющую форфейтера документацию. В любых других случаях форфейтер может отозвать свое обязательство только при наличии согласия со стороны экспортера. Необходимо отметить, что деловая репутация является абсолютно необходимым условием для работы с форфейтерами и на форфейтинговом рынке.
Рынка форфейтинговых услуг как такового в Российской Федерации и странах СНГ нет, поскольку банки в этом регионе пока не имеют желания и опыта работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более того, в ряде стран (например, России и Украине) местные банки и не могут выступать в роли форфейтеров, поскольку существует ряд законодательных ограничений: так, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации экспортная выручка должна поступать только из-за границы. Тем не менее банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и некоторые из них ведут большую работу в данном направлении.
К сожалению, рынка вторичного финансирования в РФ пока не существует. Банки не готовы принимать среднесрочные риски развивающихся стран, а по рискам развитых стран не могут выдержать конкуренцию по ставкам. Учитывая благоприятные инвестиционные возможности внутри страны, сложившиеся на текущий момент, это понятно.
Наиболее удобным и эффективным инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.
Выводы по третьей главе.
На основе исследования вопросов, составляющих содержание третьей главы, можно сделать следующие выводы.
Наибольшее развитие форфейтинговые операции получили на Лондонском финансовом рынке. Тому способствовало множество причин, в частности, рост спроса и специальные требования экспортеров. Причем сделки заключают как на первичном, так и на вто-ричном рынке.
Этот вид финансирования постепенно все больше превращается из чисто банковского продукта (первичный рынок форфейтинга) в инструмент, обращающийся на рынках капитала (вторичный рынок). Одно из преимуществ лондонского рынка — его значительная ликвидность. Это привело к существенному развитию вторичного рынка форфейтинговых обязательств и развитию торговли ими, что позволило значительно снизить ставки дисконтирования, а также открыло дополнительные возможности при осуществлении комплексных экспортных сделок.
Услуга форфейтинга присутствует на российском рынке уже более 10 лет. В качестве инструмента расчета в таких сделках, как правило, применялись векселя.
Внешнеторговый российский рынок сегодня более емкий, чем 10—20 лет назад. Тогда право вести внешнеэкономическую деятельность имели лишь уполномоченные государственные объединения. «Сегодня услуга доступна всем предприятиям — любая компания, удовлетворяющая требованиям, предъявляемым к участникам ВЭД, имеет право вести внешнеэкономическую деятельность, Можно сказать, что для предоставления этой услуги сегодня нет никаких законода-тельных преград. Вопрос лишь в информированности о продукте».
Наиболее информированы в нашей стране банки. Кроме того, с этим продуктом хорошо знакомы представительства и филиалы зарубежных компаний в России, часто сами инициирующие форфейтинговые сделки.
Однако российские кредитные организации не активны в использовании этой услуги. Любому российскому банку проще и понятнее выдать экспортеру или импортеру кредит, чем развивать новую линейку продуктов.
Форфейтирование в РФ имеет целый ряд особенностей, что обусловлено как спецификой национального законодательства, так и чисто рыночными факторами. Вместе с тем выгоды от использования данной формы финансирования определенно весомее тех сложностей, которые приходится преодолевать при ее внедрении.
Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций. Как правило, форфейтинговое финансирование носит действительно среднесрочный характер и предназначается для экспортеров товаров (машин, транспортных средств и оборудования) и услуг (строительство промышленных и инфраструктурных объектов за рубежом) капитального (инвестиционного) назначения. Также объектами форфейтингового финансирования могут выступать оборудование и решения в сфере информационных технологий.
В принципе, форфейтинг применим практически в любой отрасли на этапе выхода на новые рынки, платежные риски на которых неизвестны/неприемлемы для экспортера — так называемые развивающиеся рынки (emerging markets). В качестве примера «экзотического» объекта форфейтинга стоит отметить финансирование будущих поступлений за трансферы футболистов между европейскими клубами.
Что касается срока финансирования, то он, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтера, составляет не менее 6 месяцев.
|