Согласно ст. 432 ГК, договор считается заключенным, если в требуе-мой форме сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям (они «необходимы и достаточны» для заключения договора). К существенным условиям относится прежде всего условие о предмете договора, затем условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Существенными являются также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Законодатель в ст. 1016 ГК определил перечень существенных усло-вий договора доверительного управления имуществом (который, например, отсутствует в нормах о договоре поставки, ренты и пр.).
Тем не менее, руководствуясь общим правилом ст. 432, следует счи-тать, что, помимо перечисленных в ст. 1016, в первую очередь существенным условием является предмет договора.
Итак, в договоре доверительного управления должен быть прежде всего указан его предмет - как было показано выше, это управление имуществом. Именно такое обозначение предмета соответствует сущности отношений по доверительному управлению, т.к. непосредственной целью данного договора является совершение одной из сторон определенных действий по управлению. В то же время данные действия важны не сами по себе, их непосредственным объектом является имущество, переданное в управление. Именно поэтому ст. 1016 в качестве первого из существенных условий договора называет состав этого имущества. Таким образом, предмет договора доверительного управления не может быть определен иначе как «управление имуществом».
Однако поскольку ст. 1016 не указывает на обязательность перечисле-ния действий, требуемых от управляющего, закономерно возникает вопрос - каким образом должен быть обозначен в соглашении предмет договора? Из ст. 1012 и ст. 1020 следует, что круг возможных действий определяется достаточно широко, однако его границы могут быть предусмотрены законом или договором (п. 2 ст. 1012). Таким образом, перечисление действий, дозволенных управляющему, в тексте договора не является обязательным (за исключением доверительного управления ценными бумагами и денежными средствами). Если объектами управления не являются деньги и ценные бумаги, то для обозначения предмета достаточно употребить формулировку, используемую п. 1 ст. 1012: «другая сторона обязуется осуществлять управление имуществом». В случае, если данное условие будет выражено в тексте недостаточно четко, при возникновении спора судом должна быть применена ст. 431 ГК (Толкование договора).
Следующим существенным условием договора доверительного управления является состав имущества, передаваемого управляющему. Объект управления должен быть определен в договоре достаточно четко, поскольку именно это имущество в первую очередь направляется в по-гашение долгов по обязательствам, связанным с управлением. С этой же позиции законодатель устанавливает обязательность обособления имущества, находящегося в доверительном управлении, как от имущества учредителя, так и от имущества управляющего.
Если в управление передается предприятие, то договор должен содер-жать полный перечень видов имущества, входящих в его состав, а также всех исключительных прав. Более того, в этом случае необходима передача имущества в соответствии с передаточным актом, происходящая в таком же порядке, как это предусмотрено для передачи предприятия по договору купли - продажи или аренды (ст. 563 и ст. 659 ГК).
Наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление, является существенным условием независимо от того, заключен ли договор в пользу третьего лица либо в пользу контрагента. Таким образом, стороны обязаны указать, что управляющий действует в интересах учредителя или в интересах выго-доприобретателя. Как следует из содержания ст. ст. 1012, 1016 и 1020 ГК РФ, сущность таких интересов может и не быть определена в договоре.
Условие о наличии или отсутствии вознаграждения должно иметь место как в возмездном, так и в безвозмездном договоре, доказательства чему были приведены выше. В безвозмездном договоре должно быть прямое указание на то, что управляющий не получает вознаграждения за свою деятельность.
В возмездном договоре должны быть предусмотрены размер и форма вознаграждения управляющему. Ст. 1023 ГК указывает на то, что вознаграждение производится «за счет доходов от использования этого имущества». Однако не исключена и возможность того, что стороны предусмотрят в договоре обязанность учредителя выплачивать вознаграждение из собственных средств. Возможна такая ситуация, когда имуществу необходимо поддержание его состояния, постоянная эксплуатация, но в какой-то период данное имущество не способно принести ощутимый доход. Желая снять с себя заботы об имуществе, учредитель может привлечь управляющего и оплачивать его услуги за счет собственных средств. С этих позиций норму указанной статьи нельзя толковать ограничительно, запрещая сторонам избирать иные способы уплаты вознаграждения.
Так, доверительное управление акциями акционерных обществ уголь-ной промышленности предусматривает получение вознаграждения от учредителя управления. Возмещение затрат, связанных с управлением, в этом случае также производится учредителем управления «путем перечисления соответствующих сумм на счет доверительного управляю-щего «.
Последнее существенное условие договора доверительного управле-ния имуществом согласно ст. 1016 ГК - срок действия договора. Если сто-роны умолчали об этом условии, то договор считается незаключенным. П. 2 ст. 1016 предусматривает, что срок договора доверительного управления не должен превышать пяти лет, а для отдельных видов имущества законом могут быть предусмотрены иные сроки. В настоящее время таких нормативных актов пока нет. Таким образом, если в договоре указан больший срок, то договор считается заключенным на пять лет.
Значительный интерес вызывает предусмотренная законом возмож-ность продления договора. Договор продляется, если обе стороны по окончании срока его действия не заявят о желании прекратить договор. Такое правило не встречается в других договорных конструкциях, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 ст. 621 ГК РФ, который содержит сходные положения.
Для продления договора доверительного управления (являющегося срочным) управляющему нет надобности обращаться с соответствующей просьбой к учредителю. Наоборот, определенные действия обеих сторон потребуются для того, чтобы прекратить договор. Такая особенность конструкции доверительного управления объясняется сущностью взаи-моотношений сторон. Управление имуществом - как правило, непрерывный процесс, требующий постоянного внимания. Прекращение управления связано с возможными потерями в доходах от имущества. Именно поэтому для прекращения отношений в связи с окончанием срока договора необходима инициатива одной из сторон.
Данный договор не конструируется как бессрочный, поскольку в дан-ном случае законодатель преследовал цель исключить возможность заключения притворных договоров, прикрывающих под бессрочным до-верительным управлением отчуждение имущества . Кроме того, срочный характер договора (в сочетании с правилами о прекращении договора) обеспечивает устойчивость прав и обязанностей сторон, которые не могут быть прекращены в любое время (как это может произойти в договоре поручения).
Наука гражданского права выделяет помимо существенных также обычные и случайные условия договора. Обычные условия сформулиро-ваны в законе, и поэтому стороны могут и не включать их в текст договора.
Содержание норм гл. 53 ГК позволяет выделить следующие обычные условия договора доверительного управления имуществом:
1) Передача имущества в доверительное управление не влечет пере-хода права собственности на него к доверительному управляющему.
2) Обычным условием является круг действий, которые может совер-шать управляющий. Как указывалось, во всех случаях, кроме довери-тельного управления ценными бумагами и денежными средствами, предмет договора может быть обозначен словами «осуществлять управление». Перечень действий по управлению определим, он вытекает из содержания гл. 53 ГК и иных норм.
3) Сделки совершаются от имени доверительного управляющего с обязательным указанием на то, что он действует в качестве управляющего. Последствия несоблюдения этого условия также императивно установлены законом. В этом случае доверительный управляющий считается совершившим сделку от своего имени и за счет своего имущества.
4) Доверительный управляющий не может присваивать выгоды от управления имуществом.
5) Имущество, переданное в управление, существует обособленно. Оно не может быть направлено на погашение долгов учредителя (за ис-ключением случаев его несостоятельности), а также на погашение долгов по обязательствам управляющего, не связанным с исполнением обязанностей по доверительному управлению. В состав имущества в процессе управления включаются связанные с ним обязательства и права, приобретенные в связи с управлением.
6) Управляющий обязан отчитываться перед учредителем и выгодоприобретателем о своей деятельности. Однако порядок и сроки предоставления отчета - это случайные условия договора.
7) Доверительный управляющий исполняет свои обязанности лично. Исключения из этого правила предусмотрены п. 2 ст. 1021, а также могут быть установлены договором. В этом случае такое указание будет являться случайным условием.
8) Обычными условиями следует считать нормы ст. 1022, за исключением пункта четвертого. Это условия об ответственности управляющего за ненадлежащую заботливость при исполнении своих обязанностей, последствия превышения установленных для него договором полномочий и ограничений и порядок ответственности по обязательствам, связанным с управлением.
9) Управляющий всегда имеет право на возмещение ему расходов, по-несенных при доверительном управлении имуществом.
10) Обычными являются условия о прекращении договора, за исключением тех, которые могут быть изменены сторонами (абзацы 1 и 2 пункта первого, пункты второй и третий ст. 1024). В указанных нормах содержатся диспозитивные правила. Это означает, что при умолчании об этих условиях в договоре действуют обычные условия, указанные в Законе.
Случайными условиями принято считать такие, которые представ-ляют собой «соглашения по вопросам, вообще не предусмотренным пра-вовыми нормами, либо согласованные отступления от общих правил, со-держащихся в диспозитивных нормах» . Однако если одна из сторон настаивает на включении в договор такого условия, оно переходит в разряд существенных.
Среди случайных условий, которые стороны могут включить в дого-вор доверительного управления имуществом, следует особо выделить следующие:
1) Круг действий, которые вправе совершать доверительный управляющий. Как отмечалось, такой перечень может быть прямо предусмотрен договором. Воля сторон при его определении не ограничена ничем, за исключением объема правомочий самого учредителя, а также требования о непротиворечии закону требуемых от управляющего действий.
2) Круг обязанностей управляющего. Из содержания гл. 53 ГК установить эти обязанности достаточно затруднительно. Наблюдается положение, согласно которому в обязанности управляющего входит все, а то, чего он не совершает, влечет для него ответственность за причинение убытков или нарушение интересов выгодоприобретателя. Очевидно, что в интересах управляющего просто необходимо указывать в договоре пе-речень его обязанностей. В частности, это касается и упомянутого расплывчатого понятия «интерес выгодоприобретателя». Так, П.В. Турышев предлагает даже признать цели доверительного управления одним из существенных условий договора: «Поскольку понятие «интересы учредителя управления или указанного им лица» не имеет легального опре-деления и может толковаться произвольно, стороны должны согласовывать его в договоре» . Представляется все же, что такое изменение норм гл. 53 ГК РФ недопустимо, ибо противоречит основному принципу конструкции доверительного управления. Данная конструкция обязывает управляющего заботиться об имуществе как о своем собственном, делать все возможное для обеспечения нормального функционирования имущества и увеличения его стоимости. Однако круг этих обязанностей в принципе определим. Для сторон указание в договоре на обязанности управляющего желательно. Не исключена, например, следующая формулировка: «Доверительный управляющий обязуется передавать выгодоприобретателю ежегодно 25% чистого дохода от управления имуществом». Такое условие внесет ясность в содержание договора и, более того, позволит в необходимых случаях достаточно четко определить размер ответственности управляющего.
3) Сроки и порядок представления управляющим отчета. Срок пред-ставления отчета может быть определен исходя из общих положений (п. 2 ст. 314 ГК), а при отсутствии в договоре условия о порядке могут быть применены лишь обычаи делового оборота.
4) Полномочие управляющего на передачу управления другому лицу.
5) Обеспечение исполнения управляющим его обязанностей. Согласно п. 4 ст. 1022 управляющий может предоставить залог в обеспечение возможных убытков учредителя или выгодоприобретателя. Однако нет препятствий и для включения в договор иных обеспечительных способов (банковской гарантии, поручительства, неустойки и т.д.), а также нескольких способов в совокупности.
6) К случайным следует отнести условия о продолжении действия договора в случаях смерти гражданина - выгодоприобретателя (или ликви-дации юридического лица), а также отказа его от получения выгод. Сто-роны могут предусмотреть, что при указанных обстоятельствах договор продолжает действовать в интересах учредителя управления, что будет означать переход к нему прав выгодоприобретателя, предусмотренных договором.
7) Срок уведомления другой стороны об отказе от договора, который установлен законом в 3 месяца, но может быть изменен соглашением сто-рон.
8) Судьба имущества после прекращения договора. Стороны вправе предусмотреть возможность выкупа управляющим переданного ему имущества по окончании срока договора, если он не был продолжен в ус-тановленном порядке.
Кроме того, не исключается и возможность передачи имущества по прекращении договора выгодоприобретателю. Однако для этого необхо-дима воля самого выгодоприобретателя (или его представителя), поскольку для перехода права собственности к нему, например, в связи с дарением, требуется его согласие. Правоотношения в данном случае будут основаны одновременно на двух соглашениях - договоре доверительного управления (между учредителем и управляющим) и договоре обещания дарения (между учредителем управления и выгодоприобретателем). В течение срока действия договора доверительного управления несовершеннолетний выгодоприобретатель будет пользоваться доходами от имущества, а по прекращении договора учредитель обязан передать ему все имущество, отчитавшись о своих действиях.
|