Триада «личность» - «общество» - «государство» позволяет наиболее оптимально вычленить сущность социального интереса и его «регулятивный» потенциал, так как именно она раскрывает его диалектическую сущность. Начать исследование интересов личности, общества и государства в их единстве и противоречии можно с тезиса А.Н. Леонтьева о том, что потребность, обусловливающая интерес, всегда предметна. В окружающем человека мире существует предмет, который способен ее удовлетворить .
Интерес, будучи осознанной необходимостью поиска блага для удовлетворения потребности, сам по себе потребность не удовлетворяет. Интерес является побудителем к определенным действиям, но потребность способна удовлетворить именно благо, ради получения которого субъект и вступает в различные социальные связи (это полностью подтверждает тезис о том, что интерес реализуется в рамках определенных общественных отношений, что он и выражает их специфику ).
В правовом государстве имеет место переплетение интересов личности, находящих свою реализацию в осуществлении прав и свобод, общества, которое является «противоречивым агломератом» индивидов, и государства, так как государственная власть не может осуществляться вне рамок последнего, которое и должно в идеальном варианте быть полностью связанным правом.
Следует согласиться с В.М. Шумиловым, считающим, что «государство - это результат не только имущественного расслоения общества, но и результат, порождение борьбы интересов. Вот почему зарождение государства в некоторых древних обществах, согласно современным исследованиям, опережало процесс имущественного расслоения общества. В этих случаях борьба интересов, очевидно, оказывалась опережающим фактором образования государства» . Интерес государства одновременно заключается в том, чтобы не стать «левиафаном» и не подавить личность, в том, чтобы управлять обществом как единым организмом и в том, чтобы удовлетворять свои сущностные потребности, которые в силу объективных закономерностей могут противоречить интересам общества и отдельной личности.
Государство представляет собой и орудие социального компромисса, и организацию политической власти, необходимой для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества . То есть интерес государства заключается в наиболее рациональном сочетании интересов личности и их соотношения с интересами общества, которое далеко не всегда бывает однозначным и непротиворечивым. Г.И. Иванец справедливо отмечает, что право и государство «генетически» связаны с интересами .
Е.Я. Мотовиловкер справедливо считает, что «любое субъективное право представляет собой право некоторого лица на чужое или свое поведение, направленное на удовлетворение интереса управомоченного - иначе, право лица на удовлетворение своего интереса, осуществляемого определенным поведением обязанного или управомоченного. Следовательно, смысл, содержательность, целевая направленность поведенческого акта, осуществляющего субъективное право, однозначно обусловливается определенностью интереса управомоченного» .
Так, В.М. Хвостов отмечает, что интересы гражданина могут существовать и удовлетворяться вне всякого права, но «во многих случаях право может оказать свою помощь в удовлетворении интересов. Эта помощь состоит в том, что оно - своими запретами или приказами - заставляет других людей не мешать заинтересованному субъекту удовлетворять своему интересу или даже прямо содействовать этому» . «Не мешать», или «прямо содействовать», имеет много общего с рассмотренными ранее «допускать», «предполагать» и «прямо защищать».
Т.о., гражданство, как уже отмечалось, отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых оно выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это - самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и законных интересов личности, обладающей этим гражданством. Даже те авторы, которые в конечном счете определяют гражданство личности как предпосылку (условие) обладания правовым статусом, отмечают при этом, что всестороннее и полное рассмотрение содержания гражданства в качестве правового явления неизбежно связано с необходимостью анализа правового статуса гражданина в обществе и государстве.
Глава 2. Порядок гражданско-правовой охраны личности гражданина |