Создание эффективной системы экспортного контроля представляет собой наиболее существенную проблему в области нераспространения для новых независимых государств (ННГ). В течение прошлого десятилетия государства бывшего Советского Союза стояли перед лицом трудной задачи открытия своих рынков для расширения внешней торговли, с одной стороны, и попыток создания и внедрения жесткого правительственного контроля за экспортом товаров и технологий, связанных с оружием массового уничтожения (ОМУ), с другой.
К 1997 г. все пятнадцать новых независимых государств присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и приняли важнейшее обязательство об отказе от экспорта ядерных материалов или оборудования, необходимого для производства ядерных материалов, если этот экспорт не подпадает под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Однако существует значительный разрыв между этим обязательством и созданием эффективной системы экспортного контроля, основанной на принципах нераспространения. Некоторые из новых государств, например, Азербайджан и Киргизия, располагают лишь самой примитивной системой экспортного контроля. Другие государства, в частности, Грузия и Таджикистан, сделали большой шаг в принятии всеобъемлющего законодательства в сфере экспортного контроля, но пока не завершили создание механизма выдачи экспортных лицензий и формирование директивных органов.
Среди постсоветских государств Россия, Казахстан и Украина располагают наиболее развитой законодательной и бюрократической инфраструктурой, но и они пока совершенствуют реализацию на практике своей системы экспортного контроля. Кроме того, не все ННГ присоединились к четырем многосторонним режимам экспортного контроля
Существует три основных компонента системы экспортного контроля:
• Законодательные рамки, прежде всего законы в области контроля над экспортом, подзаконные акты и контрольные списки.
• Процесс выдачи экспортных лицензий.
• Участие в многосторонних соглашениях по экспортному контролю.
В России наблюдался значительный прогресс в создании основополагающих элементов экспортного контроля. Кроме того, имеется понимание того, каким образом экспортный контроль способствует нераспространению. Первоначально Россия опережала другие страны СНГ, поскольку она унаследовала от бывшего Советского Союза довольно эффективную систему контроля над экспортом.
Экспортный контроль важен даже для тех стран, которые не производят и не экспортируют материалы, используемые при создании ОМУ. Небольшие государства, например, прибалтийские, кавказские и центрально-азиатские, могут играть важную роль в транзите товаров, экспортируемых из других ННГ. В то время как Россия предприняла шаги по созданию эффективной системы экспортного контроля, состояние экспортного контроля в других двенадцати ННГ неоднозначно. Белоруссия, Латвия и некоторые другие прибалтийские государства также располагают достаточно эффективными системами, однако остальным пока предстоит проделать большую работу. И хотя некоторые шаги были предприняты практически во всех новых независимых государствах (возможно, за исключением Туркмении, где почти не было скольконибудь значимой деятельности в сфере экспортного контроля) , в целом эти страны пока находятся в процессе создания законодательства, нормативной базы и бюрократических процедур, необходимых для функционирования нормальной системы экспортного контроля.
Россия начала формировать национальную систему экспортного контроля в 1992 г. Последняя создавалась не совсем на пустом месте: РФ унаследовала от СССР кадры и определенный механизм. Вместе с тем России пришлось фактически заново создавать систему экспортного контроля (ЭК), учитывая переход к рынку, становление негосударственного сектора, либерализацию внешнеэкономи ческой деятельности, необходимость интеграции в мировое хозяйство, с одной стороны, и свои международные обязательства в сфере нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности, с другой. В России разработана система экспортного контроля, отвечающая требованиям многосторонних режимов ЭК.
В ходе реорганизации федеральных органов исполнительной власти в России функции экспортного контроля переданы Министерству экономического развития и торговли, в рамках которого создан Департамент экспортного контроля, получивший статус специального уполномоченного органа исполнительной власти в области ЭК. Сюда перешли часть специалистов ВЭКа и Департамента нетарифного регулирования бывшего Министерства торговли.
Сформирован новый межведомственный координационный орган — Комиссия по ЭК РФ. В ее состав входят руководители и заместители руководителей МИДа, Министерства экономического развития и торговли, Министерства промышленности, науки и технологий, Министерства обороны, Министерства образования, Госатомнадзора, ФСБ, СВР, Минатома, Министерства юстиции, ГТК, Росавиакосмоса, Генштаба Вооруженных сил, вице-президент Российской академии наук, начальник Департамента оборонного комплекса Аппарата Правительства РФ, генеральный директор РАВ, генеральный директор «Росбоеприпасов», генеральный директор «Россудостроения”, генеральный директор РАСУ, первый заместитель секретаря Совета безопасности РФ.
Существенно упрощен процесс лицензирования. Экспортер теперь имеет дело лишь с одним федеральным органом исполнительной власти — Министерством экономического развития и торговли. Согласование с ФАПРИД носит только уведомительный характер. Департамент ЭК министерства сам передает документы на государственную экспертизу, проводимую межведомственными экспертными советами, образуемыми при данном министерстве по соответствующим направлениям науки, техники и технологий. При наличии разногласий между экспертами Минэкономразвития проводит согласительное совещание с руководителями структурных подразделений органов, в ведении которых находятся вопросы ЭК. Если согласованное решение не найдено, вопрос об урегулировании разногласий рассматривается Комиссией по экспортному контролю. При положительном решении Департамент ЭК Минэкономразвития выдает лицензию. Эта лицензия наряду с таможенной декларацией является основным документом при таможенном оформлении.
В пакете новых нормативных документов особое внимание уделяется передаче контролируемой продукции в форме техни ческих данных, а также так называемым неосязаемым формам передачи технологий. В частности, в «Положении об осуществлении контроля за внешнеэкономи ческой деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назна чения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях”, точно также как в положениях, касающихся ракетной технологии и товаров двойного назначения, подчеркивается, что разрешительный порядок предусматривается для вывоза из России или передачи контролируемых предметов иностранным лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи. Особо оговаривается, что лицензия требуется не только для юридических, но и физи- ческих лиц.
Решение о выдаче разовой лицензии на экспорт ядерных товаров и технологий принимается Минэкономразвития на основании результатов государственной экспертизы в рамках государственного экспертного совета, в который входят представители Минэкономразвития и Минатома, а также Министерства имущественных отношений (при переда- че в собственность иностранным лицам ядерных материалов). В случае экспорта критичной ядерной продукции в экспертизе также участвуют представители Министерства обороны, МИДа и других заинтересованных органов исполнительной власти.
В случае экспорта оборудования, товаров и технологий двойного назначения, применяемых в ядерных целях, государственная экспертиза проводится Минэкономразвития совместно с Министерством обороны, МИДом, Минатомом и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Генеральные лицензии выдаются на вывоз контролируемых товаров в государства — участники ГЯП. Основанием для ее выдачи является решение Правительства РФ. Генеральные лицензии выдаются юридическим лицам, создавшим внутрифирменную программу ЭК и полу чившим свидетельство о государственной аккредитации.
В современных условиях магистральным путем повышения эффективности ЭК является усиление взаимодействия государства с промышленными кругами и научно-техническим сообществом и установление взаимного доверия. В последние годы российские государственные ведомства, отвечающие за ЭК, стали уделять больше внимания обучению вопросам экспортного контроля, их представители охотно выступают на семинарах и конференциях, разъясняя подходы своих ведомств. Однако основную задачу обучения «субъектов внешнеэкономической деятельности» в России взяли на себя неправительственные, некоммерческие организации типа Центра по проблемам экспортного контроля.
Россия унаследовала статус страны — основателя ГЯП от бывшего СССР. Россия была формально принята в РКРТ в октябре 1995 г. Она также является членом Вассенаарских договоренностей со дня основания в 1996 г. Россия не присоединилась к Австралийской группе. Однако она создала национальные режимы контроля за экспортом продукции, которая может быть использована при создании химического и биологического оружия, в соответствии с руководящими принципами Австралийской группы
В условиях прозрачных границ и взаимопереплетения хозяйственных связей Россия сталкивается с проблемой координации политики экспортного контроля с новыми государствами бывшего СССР. 26 июня 1992 г. в Минске главы правительств стран — участниц СНГ подписали соглашение о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для производства ОМУ и ракетных средств его доставки. Однако это важное соглашение фактически осталось декларацией, хотя Россия была инициатором ряда встреч и, если к ней обращались, помогала в создании национальных систем экспортного контроля. В настоящее время продолжается работа над общим документом. Россия также является членом Таможенного союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном.
Внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии с законом "Об экспортном контроле" распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе, которая проводится федеральными органами исполнительной власти (Минэкономразвития России совместно с Минобороны России, ФСБ России, СВР России, МИД России, Минпромнауки России, Росбоеприпасами, а при необходимости – также с Минсельхозом России и Минздравом России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами). Результаты государственной экспертизы служат основанием для выдачи либо отказе в выдаче лицензии или разрешения. С целью правового обеспечения этого процесса Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 16 апреля 2001 г. N 294 утвердило Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль.
В регионах оборонные предприятия имеют возможность экспортировать свою продукцию, минуя федеральный Центр. Полномочные Представители Президента Российской Федерации в Федеральных округах берут данный аспект экономической деятельности под свой контроль.
При выявлении нарушений контрактных обязательств импортер вносится в список неблагонадежных иностранных фирм, а в адрес государственных органов страны-импортера направляется официальное отношение.
Лицензия или разрешение Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации могут быть аннулированы без предварительного уведомления, либо их действие может быть приостановлено в случае: подачи соответствующего заявления; ликвидации юридического лица; нарушения владельцем лицензии (разрешения) требований и условий такой лицензии (разрешения) или законодательства Российской Федерации. Ликвидация лицензии (разрешения) может быть оспорена в судебном порядке. Кроме того, для разрешения спорных вопросов сформирована специальная комиссия и в Совете Безопасности Российской Федерации.
|