Статья 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Это положение вытекает из констатации в международно-правовых актах того, что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, ст.23 Международного пакта о гражданских и политических правах), а «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» (статья 24 Международного пакта о гражданских и политических правах).
Декларация прав ребенка провозглашает следующий принцип: ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства .
Одним из необходимых (хотя и не главных) средств защиты интересов семьи и ребенка является установление уголовной ответственности за посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних, а также правильное, отвечающее потребностям личности и общества функционирование семьи. Учитывая значимость этого, в УК предусмотрена глава 20, включающая в себя целый ряд общественно опасных деяний, ранее представленных в разных главах УК РСФСР 1960 года.
По особенностям объекта все преступления, составляющие предмет рассмотрения и включенные в главу 20 УК РФ, можно разделить на две группы: преступления против несовершеннолетних и преступления против семьи. К числу первых относятся вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), а также антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ). Вторую группу образуют следующие преступления против семьи: подмена ребенка (ст. 153 УК РФ), незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК РФ), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ) .
УК РФ предусматривает и ряд других преступлений, направленных на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних (например, половое сношение или иные действия сексуального характера - ст. 134, развратные действия - ст. 135, торговля людьми - п. «б» ч. 2 ст. 1271, использование рабского труда - п. «б» ч. 2 ст. 1272, захват заложника - п. «д» ч. 2 ст. 206, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ - п. «в» ч. 2 ст. 230, вовлечение в занятие проституцией - ч. 3 ст. 240). Однако они имеют иные родовой и видовой объекты и потому не включены в главу 20 УК РФ «Преступления против семьи и несовершеннолетних».
Родовой объект преступлений против семьи и несовершеннолетних составляют общественные отношения в сфере охраны неотъемлемых прав и свобод личности.
Видовым объектом преступлений, объединенных в гл. 20 УК РФ, является совокупность общественных отношений по охране семьи, а также нормального физического и нравственного развития несовершеннолетних. Данное положение вытекает из ст. 38 Конституции РФ провозглашающей, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Аналогичное указание содержится и в международно-правовых актах .
Таким образом, под преступлениями против семьи и несовершен-нолетних следует понимать виновно совершенные общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения в сфере охраны семьи, материнства, детства и нормальное нравственное развитие несовершеннолетних.
Объективная сторона преступлений гл. 20 УК РФ, как правило, выражается в форме действия. Путем бездействия возможно совершение неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) или злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ). В некоторых преступных посягательствах обязательным признаком выступает способ совершенного преступления (например, применение насилия или угроза его применения в ч. 3 ст. 150 или ч. 3 ст. 151 УК РФ).
По конструкции составы преступлений, предусмотренных ст. 150—157 УК РФ, являются формальными.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характери-зуется прямым умыслом. В ст. 153—155 УК РФ влияние на квалификацию деяния оказывает мотив совершенного деяния (например, корыстные или иные низменные побуждения).
Субъект может быть как специальным (ст. 150, 151, 154—157 УК РФ), так и общим (ст. 153 УК РФ).
Непосредственный объект вовлечения несовершеннолетнего в со-вершение преступления (ст. 150 УК РФ) составляют общественные отношения в сфере нормального физического и нравственного развития личности. Дополнительный непосредственный объект может охватывать здоровье человека, как одно из неотъемлемых благ личности (ч. 3 ст. 150 УК РФ).
По смыслу уголовного закона в объективную сторону вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления входят действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания несовер-шеннолетнего совершить активные противоправные действия совместно с кем-то либо индивидуально. Такие действия могут быть совершены несовершеннолетним под воздействием обещаний, обмана, угроз или иным способом. Возраст вовлекаемого, степень его социальной зрелости и личностная характеристика подростка значения для квалификации не имеют. Статьей 150 УК РФ охватываются действия, направленные на подстрекательство к совершению преступления, на подготовку несовершеннолетнего к участию в нем либо вовлечение в совершение преступления в качестве соисполнителя, пособника или укрывателя .
Как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления по ст. 150 УК РФ подлежат квалификации действия виновного, выразившиеся не только в склонении несовершеннолетнего к совершению преступления, но и в самом участии несовершеннолетнего в преступлении. При этом вовлечение в совершение преступления не одного, а нескольких несовершеннолетних, по смыслу закона, не образует совокупности преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ, и не может влечь за собой назначение наказания по совокупности этих преступлений.
|