Поскольку продукты интеллектуальной деятельности человека изначально не являются монопольным продуктом, они подлежат правовой охране в виде охраны интеллектуальных прав. Причем правовая охрана результата интеллектуального труда позволяет предоставить правообладателю монопольное право на нематериальный результат интеллектуальной деятельности. Другие лица не имеют правовых оснований для использования объекта интеллектуальной собственности, наделенного исключительными правами.
Вместе с тем, интеллектуальная деятельность человека обладает свойством не только создания новых знаний. Заимствование их и использование в процессе интеллектуального труда позволяет получать новые знания. Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности становятся также средством производства.
Наряду с отмеченными обстоятельствами, результаты интеллектуального труда вследствие общественного разделения труда, обособления производителей в условиях развитого рыночного хозяйства становятся объектами купли-продажи, т.е. товарами. В связи с этим интеллектуальная собственность – это система экономических отношений между субъектами рынка по поводу создания и использования результатов интеллектуального труда.
Интеллектуальная собственность, объектами которой являются творения человеческого разума, человеческого интеллекта, первоначально стала признаваться как объект правового регулирования и правовой охраны еще в ХYII веке. Так, в 1623г. в Англии был принят первый патентный закон «Статус о монополиях», в соответствии с которым устанавливалось исключительное право автора, создавшего и использовавшего техническое новшество, независимо от воли короля, монопольно использовать его преимущества в течение 14 лет.
В 1710г. в Англии начал действовать первый авторский закон «Статус королевы Анны», согласно которому автор мог осуществлять право на публикацию своего произведения в течение 14 лет с условием возможности его продления .
В ХIХ веке в большинстве европейских стран право собственности было распространено на патенты и авторство на результаты интеллектуальной деятельности. Причем права авторов нововведений рассматривали как движимое имущество.
В конце ХIХ века с развитием межгосударственного технического и технологического обмена, международных связей и расширением торговой деятельности развитые страны стали работать над созданием правовых основ охраны промышленной собственности, стремились гармонизировать законодательство в этой области. Отсутствие охраны прав на интеллектуальную собственность не позволило полноценно представить изобретения на Международной выставке изобретателей, состоявшейся в Вене в 1873г. Нежелание авторов демонстрировать свои изобретения было связано с отсутствием должной юридической охраны результатов интеллектуального труда. Получение патентов тормозилось процедурой, когда заявки на получение патента необходимо было подавать одновременно во всех странах.
Для разрешения конфликтов в области охраны промышленной собственности в 1883г. в г. Париже была созвана дипломатическая конференция, а 20 марта 1883г. была подписана Конвенция по охране промышленной собственности, которая с изменениями и дополнениями действует в настоящее время. Конвенция включает четыре группы положений:
1. страны, участвующие в конвенции, обеспечивают представителям других стран-участников такую же охрану промышленной собственности, как и своим гражданам;
2. на основе заявки на право промышленной собственности в одной стране, участвующей в конвенции, заявитель имеет право ходатайствовать о ее охране в других странах-участницах в течение 6 или 12 месяцев;
3. страны, участвующие в конференции, используют в области законотворчества общие правила;
4. положения о формировании и деятельности органов управления для реализации конвенции.
Советский Союз, правопреемником которого является Россия, стал участником Парижской конвенции в 1965г.
Область признания охраны авторских прав на международном уровне стала развиваться в середине ХIХ века. Ее результатом явилась деятельность по заключению двухсторонних договоров между странами. Потребность формирования единых подходов к охране авторского права привела к принятию Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
В современной редакции основные положения этой конвенции состоят в следующем:
1. страны-члены Бернского союза охраняют произведения граждан-стран участниц, так же как и произведения собственных граждан (национальный режим);
2. национальный режим охраны предоставляется автоматически без регистрации права или демонстрирования произведения;
3. охрана авторских прав ведется независимо от условий (наличия или отсутствия охраны, срока действия и др.) в стране происхождения произведения.
Охрана произведений в соответствии с положениями Бернской конвенции осуществляется в течение жизни автора и 50 лет после его смерти.
Понятие «интеллектуальная собственность», как объекта правовой охраны, сформировалось в мировой практике после Стокгольмской конференции 1967г., где была подписана Конвенция, учредившая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). ВОИС – это одно из специальных учреждений в системе Организации Объединенных Наций (ООН).
Основными функциями Всемирной организации интеллектуальной собственности являются:
• регистрационная деятельность;
• содействие в охране и управлении интеллектуальной собственностью на международном уровне и др.
Правовая система Российской Федерации по охране промышленной собственности основывается на нормах следующих документов и соглашений:
• Парижской конвенции по охране промышленной собственности (г. Париж, 1883г. в ред. от 2 октября 1979г.);
• Договоре о патентной кооперации (г. Вашингтон, 19 июня 1970г. в ред. изм. от 3 февраля 1984г.);
• Евразийской патентной конвенции (г. Женева, 14 февраля 1994г.);
• двухсторонних соглашениях 1993г. России с государствами бывшего СССР (Арменией, Украиной, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и др.).
Правовая система Российской Федерации по охране авторских прав основывается на нормах следующих документов и соглашений:
• Стокгольмской конвенции (1967г.);
• Женевской конвенции об авторском праве (1952г.);
• Бернской конвенции (в ред. 1974г.) об охране литературных и художественных произведений;
• Всемирной конвенции об авторском праве (в ред. 1971г.);
• Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (1971г.).
Понятие «интеллектуальная собственность», возникнув в мировой практике, стал применяться и в российском законодательстве, прежде всего, в Конституции РФ (ст. 44, ст. 71) и в Гражданском кодексе РФ.
В частности, в ст. 44 Конституции РФ отмечено, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. «о» ст. 71 Конституции к исключительной компетенции Российской Федерации относится правовое регулирование интеллектуальной собственности.
Согласно п. 8 ст. 2 Стокгольмской конвенции (1967г.) интеллектуальная собственность включает права, которые относятся к:
1) литературным, художественным и научным произведениям;
2) исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
3) изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
4) научным открытиям;
5) промышленным образцам;
6) товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям
и коммерческим обозначениям;
7) защите против недобросовестной конкуренции;
8) защите всех других прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Перечень объектов, о которых говорится в конвенции, не является исчерпывающим и может быть дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности.
Согласно Соглашению о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность от 15 апреля 1994г., в составе Конвенции, утвердившей Всемирную торговую организацию, предметом интеллектуальной собственности являются:
• авторское право и смежные права;
• товарные знаки и знаки обслуживания;
• географические указания;
• образцы промышленного дизайна;
• патенты, предметом которых служат изобретения, топологии интегральных схем;
• охрана закрытой (конфиденциальной) информации.
В соответствии с нормами ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности юридических лиц и граждан возникают по объектам интеллектуальной собственности в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности. В ст. 1225 Четвертой части Гражданского кодекса РФ, вступающей в силу с 1 января 2008г., дана следующая группировка результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг:
1. произведения науки, литературы, искусства;
2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЗВМ);
3. базы данных;
4. исполнения;
5. фонограммы;
6. сообщения в эфир или по кабелю радио или телепередач (вещание организацией эфирного или кабельного вещания);
7. изобретения;
8. полезные модели;
9. промышленные образцы;
10. селекционные достижения;
11. топологии интегральных микросхем;
12. секреты производства (ноу-хау);
13. фирменные наименования;
14. товарные знаки и знаки обслуживания;
15. наименования мест происхождения товаров;
16. коммерческие обозначения.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, воссозданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора (группы авторов). Оно может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
По нормам ст. 128 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) относится к имущественным и личным неимущественным правам в составе объектов гражданского права.
Интеллектуальная собственность – это собирательное понятие, которым обозначается совокупность исключительных прав на результаты интеллектуальной, в том числе творческой, деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.). Данное понятие является условным и своего рода данью исторической традиции. Его использование для наименования прав, которыми обладают создатели творческих и иных интеллектуальных достижений и их правопреемники, вовсе не означает распространения на них правового режима, применяемого к имуществу. Права авторов, изобретателей и создателей иных интеллектуальных достижений в отличие от права собственности и других вещных прав на имущество имеют двойственную природу.
Одним из основных условий эффективного функционирования интеллектуальной собственности является соответствующая современным условиям законодательная среда. Она определяет, в том числе, процедуру регистрации результатов научных исследований в качестве объектов интеллектуальной собственности, предоставление им защиты, формы государственного распоряжения интеллектуальной собственностью, созданной за счет бюджетных средств, возможности вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. При помощи законодательной базы государство создает благоприятные условия промышленности, малому бизнесу, учреждениям науки и образования, инкубаторам, государственным научным центрам, технопаркам и т.п. для их участия в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий.
Анализ нормативно-правовой базы показал, что в настоящее время существуют определенные пробелы и коллизии законодательства, регулирующего вопросы функционирования интеллектуальной собственности. Данное обстоятельство существенно мешает дальнейшему совершенствованию законодательства об обороте результатов интеллектуальной деятельности и ставит со всей остротой вопрос и о самих исключительных правах, и об их обороте. Прояснение механизма распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств, имеет большое значение для эффективного обеспечения процессов коммерциализации результатов научно-технической деятельности, развития инновационной активности.
Практика применения существующего законодательства показывает его недостаточную эффективность, поэтому требуется осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию законодательства в области создания и использования интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательства в указанной области может идти по следующим направлениям.
1. Усиление правовых гарантий выполнения государством своих обязательств по финансированию фундаментальной науки и имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. В данном направлении предлагается восстановить в соответствующем законодательном акте норму, касающуюся конкретных объемов финансирования, с целью создания основы для возникновения бюджетных обязательств по финансовому обеспечению науки и контроля за их выполнением.
2. Законодательное закрепление размеров и порядка выплат вознаграждений авторам за создание объектов интеллектуальной собственности. Необходимо установление в Гражданском Кодексе норм, касающихся размеров и порядка вознаграждения авторам объектов интеллектуальной собственности. За основу могут быть взяты существовавшие ранее нормы, не используемые с момента вступления в силу IV части Гражданского кодекса Российской Федерации . Предлагается установить месячный срок выплаты поощрительных вознаграждений авторам объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках должностных обязанностей. Данный срок предлагается установить с момента получения охранного документа правообладателем. Это вознаграждение не должно учитываться при последующих выплатах, и размер его должен составлять не менее текущего среднемесячного заработка для каждого конкретного автора. Минимальный размер выплаты за использование объектов интеллектуальной собственности может быть установлен на уровне 15% чистой прибыли, ежегодно получаемой правообладателем от использования объекта интеллектуальной собственности либо 20% выручки от продажи лицензии. Предлагается законодательно закрепить предельный срок для выплаты вознаграждения автору (в качестве первоначального варианта может использоваться действовавшее ранее ограничение срока тремя месяцами после окончания каждого года, в котором использовалось изобретение или промышленный образец). Необходимо законодательно закрепить (например в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях) ответственность правообладателя за несвоевременную выплату вознаграждений (в размере 0,04% от суммы, причитающейся к выплате). Предлагается также восстановить такой важный элемент системы материального стимулирования, как вознаграждение за содействие созданию и использованию изобретений и промышленных образцов.
3. Создание условий для дальнейшей разработки, апробации и внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результаты. В 2004 году началась разработка и внедрение в бюджетный процесс методов бюджетирования, ориентированных на результат, то есть формирование целей, задач и показателей для оценки деятельности субъектов бюджетного планирования. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен доклад о результатах и основных направлениях его деятельности как субъекта бюджетного планирования на 2005 год. В докладе было сформулировано две цели, относящиеся к сфере науки и инноваций:
▪ создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
▪ создание условий для активизации инновационной деятельности.
Данные формулировки не дают возможности оценить степень выполнения поставленных целей, поскольку они отражают сущность планируемого процесса, а не достигнутый в ходе него результат. Неконкретное определение целей не позволяет выявить механизмы их реализации. Представляется, что более точными могли бы быть такие цели:
▪ повышение результативности науки для решения задач экономического и социального развития страны;
▪ создание среды, восприимчивой к инновациям и активизация инновационной деятельности.
Также следует обозначить условия выбора показателей, являющихся индикаторами достижения целей и решения поставленных задач, а именно:
▪ Каждой из сформулированных задач должен соответствовать хотя бы один индикатор, на основании которого можно оценить степень ее решения. Не должно быть показателей достижения целей, сформулированных таким образом, что их сложно отнести к какой-либо конкретной задаче.
▪ Число ресурсных показателей (показывающих уровень затрат на выполнение какого-либо мероприятия либо показывающих в абсолютном выражении число осуществленных мероприятий, построенных объектов и т.п.) должно быть минимальным.
▪ На этапе становления системы бюджетирования число показателей, которые требуют разработки принципиально новых форм и методик расчета, должно быть небольшим, поскольку это влечет необходимость внесения изменений в действующую систему государственной статистической отчетности. Этот фактор является естественным ограничением. В дальнейшем, однако, следует переходить к более гибкой системе индикаторов, оставив для обеспечения преемственности лишь небольшое количество стандартных показателей, обобщаемых органами государственной статистики (таких как внутренние затраты на исследования и разработки, число использованных передовых технологий, количество выданных патентов).
▪ Следует с осторожностью относиться к использованию показателей, рассчитываемых на основе социологических опросов и исследований. Их широкому использованию препятствует ряд методологических сложностей, а именно: обеспечение достоверности собираемых данных, их сопоставимости в динамике, методы работы с выборкой и т.п. Тем не менее, на этапе реформирования, когда ситуация очень быстро меняется, социологические данные могут раньше выявить то, что статистика показать не в состоянии.
▪ Желательно, чтобы выбираемые показатели имели зарубежные аналоги.
4. Совершенствование порядка отражения в бухгалтерском учете результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных средств.
В связи с отсутствием конкретных методических рекомендаций по отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений прав на результаты научно-технической деятельности, созданных за счет средств бюджетов различных уровней (далее – РНТД), наблюдаются факты как неотражения РНТД в бухгалтерском учете, так и их некорректного отражения. Стандартизация бухгалтерского учета в Российской Федерации, переход на использование международных стандартов финансовой отчетности требуют определенной систематизация подходов и методов отражения РНТД в учете. В связи с этим была поставлена задача по результатам анализа состояния нормативно-правовых актов и экономико-правовых механизмов хозяйственного оборота РНТД разработать и внедрить методические рекомендации, дающие однозначное толкование отражения таких активов в бухгалтерском учете. |