Опираясь на выработанные юридической наукой признаки правового института (определенная система норм, регулирующих однородные общественные отношения; фактическая и юридическая однородность, т.е. его содержание выражено в специфической группе понятий, общих поло-жений, терминов; внешнее обособленное закрепление в системе законодательства; наличие собственных принципов и метода правового регулирования), можно утверждать о существовании в системе российского права правового института коммерческой тайны.
Правовой институт коммерческой тайны входит в состав информационного права. Место правового института коммерческой тайны предопределяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, его информационной природой, т.е. преимущественно ин-формационными признаками (особым состоянием информации об уникаль-ных формах и способах предпринимательской деятельности).
Во-вторых, тем, что коммерчески значимая информация, состав-ляющая коммерческую тайну, является объектом информационных правоотношений.
Нормы правового института коммерческой тайны интегрируют (объе-диняют) отраслевые нормы о коммерческой тайне в единую систему с целью наиболее эффективного правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу секретов предпринимательской деятельности.
«Правовой институт коммерческой тайны – совокупность от-носительно обособленных правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, складывающиеся по поводу формирования, использования и защиты информации, составляющей коммерческую тайну предприятия» .
Правовой институт коммерческой тайны – комплексный правовой ин-ститут, т.к. состоит из норм международного, конституционного, гражданского, трудового, административного, информационного, предпринимательского, уголовного права, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие по поводу информации об уникальных способах предпринимательской деятельности. Однородный характер общественных отношений по поводу коммерческой тайны определяется их характером, природными свойствами. Объектом таких отношений является конфиденциальная информация предпринимателя.
Комплексность правового института определяется комплексным характером информационного законодательства о коммерческой тайне. Комплексность данного правового института дополняется и комплексным характером метода правового регулирования, сочетающего как диспозитивный (например, нормы о свободе определения сведений, составляющих коммерческую тайну), так и императивный (например, нормы, определяющие правовой режим коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение) методы правового регулирования.
Комплексность и самостоятельность правового института коммерческой тайны проявляется также в системе специфических принципов правового регулирования, каждый из которых сохраняет характер различных отраслей права. К ним можно отнести принципы доверия, добросовестной конкуренции, легитимности, баланса интересов, разумного соотношения открытости информации и ограничений в доступе к ней, экономической целесообразности и др.
Самостоятельность исследуемого правового института определяется также наличием внутренней структуры, которая, в свою очередь, предопределена характером правового режима коммерческой тайны. Правовой институт коммерческой тайны составляют следующие субинституты:
1) субинститут формирования коммерческой тайны (тайнообразования);
2) субинститут мер защиты;
3) субинститут предоставления тайных сведений;
4) субинститут ответственности за разглашение коммерческой тайны .
Несмотря на свою уникальность, правовой институт коммерческой тайны находится в тесной взаимосвязи с другими правовыми институтами информации ограниченного доступа. В зависимости от содержания информации, ее значимости, специального статуса субъекта, которому она передается, правовая охрана коммерческой тайны может обеспечиваться с помощью возможностей других названных правовых институтов информации ограниченного доступа.
В работе исследуется несколько моделей соотношения и взаимодейст-вия коммерческой тайны с иными правовыми институтами информации ограниченного доступа. Так, например, возможны варианты изменения режима охраны конфиденциальных сведений, при котором она изменяет статус и обретает новое состояние государственной тайны.
Или, например, в связи с особым, законодательно закрепленным правовым статусом субъектов, которым передается коммерческая тайна, а также особым характером их деятельности, происходит преобразование информации (из коммерческой информации в информацию, необходимую для профессиональной деятельности), автоматически меняется правовой институт информации ограниченного доступа, соответственно и правовой режим защиты. В рамках предпринимательской деятельности коммерчески ценная конфиденциальная информация при использовании ее в профес-сиональной деятельности отдельных субъектов дополнительно обеспечивается средствами правовой защиты, характерными для тайны профессиональной деятельности (служебная тайна, налоговая тайна, аудиторская тайна и тайна связи).
Правовое регулирование отношений, связанных с коммерческой тайной в нашей стране имеет долгую историю.
Выделяются следующие этапы эволюции правового регулирования института коммерческой тайны в России:
1. Дореволюционный период (с начала появления ремесла до 1917 года);
2. Советский период (ноябрь 1917 года – июнь 1990 года);
3. Постсоветский период (с июня 1990 года и по настоящее время) .
На первом этапе защита коммерческих секретов получила развитие и закрепление в следующих законодательных актах: Уложение о Наказаниях уголовных и исправительных, Торговый устав, Устав о Промышленности фабрично-заводской и ремесленной, Устав судопроизводства торгового. В этот же период проблема защиты коммерческой тайны стала предметом научных исследований таких ученых-правоведов как В. В. Розенберг, А. А. Пиленко, Н. С. Таганцев, Г. Ф. Шершеневич, П. П. Цитович и др.
На втором этапе в связи с изменением политического и эко-номического строя институт коммерческой тайны был заменен институтами государственной, служебной и военной тайны. Вызвано это было сложной политической ситуацией и изменением характера экономики в стране. В условиях государственной экономики достижения, повышающие производительность и эффективность деятельности того или иного предприятия, рассматривались как общенациональное достояние и предназначались к повсеместному внедрению и использованию. Современная же рыночная экономика ориентирована на то, чтобы частные достижения субъектов экономической деятельности применялись только их обладателями или, по крайней мере, с согласия этих лиц, повышая тем самым конкурентоспособность и прибыль конкретных участников граж-данского оборота. Поэтому подобные секреты требуют определенной правовой защиты.
В статье 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» среди других объектов интеллектуальной собственности были названы ноу-хау и торговые секреты. В условиях менявшейся экономической обстановки законодатель не осуществил достаточно полной и подробной правовой регламентации института коммерческой тайны. Однако сама идея коммерческой тайны прочно вошла в правосознание участников гражданского оборота, что в условиях правовой неопределенности создавало предпосылки для злоупотреблений и необоснованного засекречивания информации. Учитывая это, было принято Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
В дальнейшем указанная тенденция была развита в ряде законов, определявших стандарты траспарентности участников экономического оборота и перечни сведений, которые должны были размещаться в открытых и общедоступных источниках, предоставляться органам государственной власти или же доводиться до сведения контрагентов и иных заинтересованных лиц .
Процесс развития законодательства в этом направлении завершился принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). Вопросы служебной и коммерческой тайны рассматриваются в ст. 139 ГК РФ.
В названной статье законодатель прежде всего воспроизвел уже упоминавшиеся традиционные для современного российского права базовые признаки информации, составляющей коммерческую тайну, применительно к коммерческой и служебной тайне. Кроме того, он предусмотрел, что сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами, а также оговорил возможность защиты соответствующей информации способами, предусмотренными ГК РФ и иными законами. Особо закреплялась обязанность лица, незаконными методами получившего такую информацию, возместить причиненные убытки. Аналогичная обязанность распространяется как на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), так и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Таким образом, институт коммерческой тайны был законодательно закреплен в основополагающем правовом акте российского гражданского права — в ГК РФ, но без достаточно четкой и подробной его нормативной разработки и без его отграничения от института служебной тайны. Тем не менее, термин «коммерческая тайна» постепенно входит в понятийную структуру российского законодательства и активно используется в его нормах. Об этом, в частности, свидетельствует появление в Уголовном кодексе (далее УК РФ)5 статьи 183, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.
Наряду с основным (преимущественно гражданско-правовым, но в значительной мере подкрепляемом нормами административного права) направлением развития и совершенствования нормативного закрепления института коммерческой тайны в российской правовой системе, возникло еще одно — информационно-правовое.
Таким образом, в российском законодательстве постепенно сформировались две линии регламентации правового института коммерческой тайны: гражданско-правовая и информационно-правовая. При этом ни одно из этих направлений не обеспечивало достаточно полного и подробного регулирования данного института. Логическим развитием такой ситуации представлялось принятие специального закона о коммерческой тайне, совмещающего в себе оба эти направления и решающего проблему недостаточной правовой определенности. В то же время находились и противники более подробного нормативного регулирования данного правового института, предлагающие ограничиться включением ряда соответствующих норм в существующие или вновь принимаемые отраслевые законы, либо остановиться на уже имевшемся довольно общем и расплывчатом правовом регулировании рассматриваемого предмета.
Третий этап характеризуется активизацией законодателя, связанной с переходом российской экономики на рыночные условия и направленной на создание общих правовых гарантий защиты коммерческой тайны, итогом которой стало принятие Федерального закона «О коммерческой тайне» в 2004 г.
Таким образом, становление правового института коммерческой тайны в России связано со сложными периодами истории развития российской экономики (дореволюционный, советский, постсоветский) и нормативного ее обеспечения.
Активизация законодательного процесса по формированию правового института коммерческой тайны совпадает с периодами развития рыночной экономики. Этот фактор свидетельствует об устойчивости взаимосвязи предпринимательской деятельности и института коммерческой тайны.
Система законодательства о коммерческой тайне включает
в себя следующие нормативные правовые акты, в составе которых имеются группы норм о коммерческой тайне.
Международные договоры и соглашения РФ. Система меж-дународных правовых актов, содержащих нормы, посвященные коммерческой тайне, состоит из следующих групп документов: международные договоры, направленные на непосредственную защиту коммерческой тайны; модельные законы, договоры, принятые в рамках Содружества Независимых Государств, определяющие правовой статус коммерческой тайны; международные договоры (соглашения), содержание нормы, ограничивающие передачу информации, составляющей коммерческую тайну.
В работе отмечается необходимость разработки и принятия комплекс-ного акта, посвященного коммерческой тайне, аналогичного Конвенции о защите персональных данных.
Конституция РФ. Часть 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации запрещает экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию, что является главной гарантией сохранности коммерческой тайны, закрепленной на конституционном уровне.
Федеральные законодательные акты. Система федеральных законода-тельных актов состоит из кодифицированных актов (в первую очередь, гражданского, трудового, уголовного кодексов), информационных законодательных актов (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О коммерческой тайне»), отраслевых законодательных актов, содержащих нормы о коммерческой тайне.
Подзаконные нормативные правовые акты о коммерческой тайне. Система подзаконных актов о коммерческой тайне, носящих нормативный характер, состоит из большого количества документов. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 (ред. от 23.09.2005) «Об утверждении перечня сведений конфиденциального ха-рактера», Приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов».
Законодательные акты субъектов РФ и подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ. Систему законодательства субъектов Российской Федерации о коммерческой тайне составляют группы правовых актов, определяющих порядок обращения с конфиденциальной информацией в соответствующих органах государственной власти субъектов Российской Федерации, содержание уставов соответствующих государственных унитарных предприятий и учреждений, а также содержание трудовых договоров с руководителями соответствующих государственных унитарных предприятий и учреждений.
Акты органов местного самоуправления. Система законодательства о коммерческой тайне на муниципальном уровне аналогична по своей структуре системе законодательства о коммерческой тайне субъектов РФ. В некоторых муниципальных образованиях принимались нормативные акты, полностью повторяющие по своему содержанию правовые акты субъекта РФ, в состав которого они входят.
Система законодательства о коммерческой тайне носит комплексный характер, т.к. в нее входят группы различных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения по поводу коммерческой тайны. Они не нарушают «архитектонику» основных отраслевых нормативных актов и не исключаются из их состава . «Объединяясь в комплексную общность (информационное законодательство) их юридическая сила увеличивается, равномерно распределяясь между отраслевым и информационным законодательством» . Законодательство о коммерческой тайне не имеет глубокого теоретического обоснования, носит противоречивый и незавершенный характер, а также нуждается в совершенствовании.
С 1 января 2008 г. вступила силу IV часть Гражданского кодекса Рос-сийской Федерации (далее – ГК РФ), посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которую по праву можно назвать кодексом интеллектуальной собственности .
Целью настоящей работы является изучение изменений, произошедших в правовом регулировании института коммерческой тайны в связи с введением в действие IV части ГК РФ.
Место норм об интеллектуальной собственности в системе российского законодательства определяется главным нормативным правовым актом страны – Конституцией Российской Федерации, в п. «о» ст. 71.
Как показывает анализ законодательства об интеллектуальной собст-венности, в него входят юридические нормы, характерные для ряда отраслей права. Гражданско-правовые нормы регулируют реализацию исключительного права, а также договорные отношения. На интеллектуальную собственность распространяются также общие принципы наследования .
Результаты интеллектуальной деятельности, равно как и исключитель-ные права на них, отнесены ст.128 ГК РФ к числу объектов гражданских прав, то есть тех материальных и духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского оборота вступают в правовые отношения между собой . В тоже время законодатель для их обозначения оперирует понятием «интеллектуальная собственность», раскрываемым в ст. 1225 ГК РФ:
«1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.
2. Интеллектуальная собственность охраняется законом».
Следует отметить, что в отличие от предыдущего определения интел-лектуальной собственности, даваемого до принятия IV части ГК РФ, где ин-теллектуальная собственность рассматривалась в значении правового режима охраны результатов интеллектуальной деятельности приравненных к ним средств индивидуализации, ст. 1225 ГК РФ рассматривает понятие «интеллектуальная собственность» в значении объектов, охраняемых законом , что можно считать упущением со стороны законодателя: результаты интеллектуальной деятельности, не включенные в указанный перечень, от этого не теряют характер объектов интеллектуальной собственности, однако законом таковыми не признаются и, следовательно, им не охраняются.
Информация, составляющая коммерческую тайну, коей посвящена на-стоящая работа, относится к так называемым нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности, под которыми понимают результаты интеллектуального труда, обладающие специфическими по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности свойствами, что определяет особый порядок правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и реализацией данных специфических объектов интеллектуальной собственности . В ст. 1225 ГК РФ упоминание о такой информации дано лишь в п.12 части 1 секреты производства (ноу-хау), а в ст.1470 говорится о служебном секрете производства .
|