Понятие рекламы было дано в ранее действовавшем Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», однако новое законодательство о рекламе содержит более четкую формулировку, введены новые понятия.
Формирование нового гражданского общества в России в течение последнего десятилетия непосредственно связано с изменением экономической и правовой системы государства. Принятая в 1993 г. Конституция РФ провозгласила свободу предпринимательской деятельности, правовые основы которой заложены Гражданским кодексом РФ . С самого начала экономических реформ в Российской Федерации реклама как неотъемлемая часть рыночных преобразований стала активно внедряться в нашу жизнь.
Чтобы понять правовую природу рекламы и основные признаки добросовестной рекламы, необходимо отграничить ее от смежных категорий и выделить основные признаки.
Согласно статье 2 Федерального закона 1995 г. «О рекламе» рекламой признается распространяемая в любой форме с использованием любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать и поддерживать интерес к этому физическому или юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей начинаний.
Реклама - это всегда информация, т.е. в соответствии с частью 1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - сведения о лицах, фактах, событиях, процессах независимо от формы их представления.
Очевидно, что понятие рекламы является весьма близким к понятию информации, но вместе с тем имеет отличительные особенности. Так, Е.В. Павловец, исследовав соотношение данных понятий, указывает, что их отличия можно провести по следующим критериям:
- по сфере (области) применения (маркетинговые коммуникации применяются при рыночных отношениях);
- по характеру волеизъявления (добровольный характер рекламной информации);
- по направлению рекламного воздействия на неопределенный круг лиц (или, точнее, на неопределенный круг лиц - субъектов возможного рекламного правоотношения);
- по цели распространения рекламной информации (формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу и его товарам, способствовать реализации товаров) .
Некоторые авторы, исходя из законодательно закрепленного определения рекламы, выделяют в качестве самостоятельного признака способ и форму распространения рекламных данных . Вместе с тем выделение данного признака излишне, так как информация сама по себе представляет распространение данных в любой форме и с помощью любых средств. Причем благодаря распространению рекламные данные станут доступными или известными неопределенному кругу лиц. Поэтому предложение О.А. Филатовой о замене в законодательном определении понятия рекламы слова «распространяемая» на слово «сообщаемая» не только лишено смысла , но и является необоснованным, так как сообщение представляет собой доведение до чьего-то сведения определенных данных. Другими словами, сообщение - это одна из разновидностей распространения рекламных данных.
Выделение такого признака ничего не привносит в определение рекламы, а лишь подтверждает, что реклама является таковой независимо от формы и средства распространения. В то же время нормативная неопределенность формы и средства распространения рекламы привносит дополнительные трудности в и без того сложное ее определение. Разночтения наблюдаются, например, в Постановлении правительства г. Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и правилах размещения наружной рекламы, информации и оформления города» и Приказе Минфина России от 15 марта 2000 г. № 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения» . Сомнительность выделения такого признака приводит его сторонников к очевидным противоречиям. Так, Ю.В. Черячукин сначала выделяет такой признак, потом указывает, что он не имеет правового значения, и все-таки включает его в определение рекламы .
Некоторые авторы в качестве признака рекламы выделяют то, что она «призвана формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний». Данный признак характеризуется в литературе неоднозначно. Одни ученые полагают, что он определяет «характер информационного воздействия» , другие - что «цель распространения рекламной информации» . Ключевым моментом для выделения такого признака является цель рекламы. Но если одни это указывают прямо, то другие делают акцент на способе ее достижения.
Как справедливо отмечено в литературе, цель - идеальный образ результата, к которому следует стремиться, в то время как функция выражает содержание явления .
По мнению Е.А. Павловца, цель рекламы в подавляющем большинстве случаев - совершение сделок. Представляется, что это промежуточная цель, так как сделка заключается с целью получения в результате ее совершения и исполнения товаров, работ, услуг, а также извлечения прибыли. В этом смысле справедливо мнение Я. Шарппа: «Тот, кто заключает сделку, желает... наступления правового результата, однако не ради него самого, а как средство для удовлетворения своих интересов» .
Выделение таких целей рекламы, как формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, установление правовых хозяйственных связей, побуждение вступить в правоотношение, продвижение продукта на рынок, не углубляясь в детальный анализ, может быть признано правомерным, однако с определенными оговорками. Целевая мотивация имеет несколько уровней. В качестве низшего из приведенных можно рассматривать формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования. Далее идет такая цель, как установление правовых хозяйственных связей. Более высокая степень целевой направленности - побуждение к вступлению в конкретное правоотношение и совершение сделок. И конечная цель - получение прибыли. Выделение целей низшего звена приводит к ненужной детализации, что не позволяет полно охарактеризовать исследуемое понятие.
Некоторые авторы выделяют такой признак, как содержание рекламной информации . Руководствуясь законодательной формулировкой, они определяют содержание информационных данных в рекламе как информацию о физических и юридических лицах, товарах.
Анализ перечисленной информации позволяет классифицировать ее на следующие данные: о субъекте возможного правоотношения (физическом или юридическом лице); о его объекте (товаре); о деятельности субъекта (реализуемых идеях, начинаниях).
Однако следует отметить ряд недостатков такого определения. Сводить возможность распространения сведений только к данным о физических и юридических лицах неверно. Поскольку Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками, соответственно, и данные о них с этой позиции также могут распространяться.
Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер считают, что под рекламой следует понимать «...предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях)...» . Из данного определения неясно, каков же субъективный состав таких услугодателей. Сначала говорится о том, что товаропроизводители и рекламодатели являются «услугодателями», а ниже - только товаропроизводителями. Использование названными авторами терминов «услугодатель» по отношению к одной из сторон обязательства по оказанию рекламных услуг и «услугополучатель» по отношению к другой представляется недостаточно обоснованным. Глава 39 ГК РФ установила общие положения обязательств по возмездному оказанию услуг, определяя их стороны как «заказчик» и «исполнитель». Кроме того, вышеуказанный подход идет вразрез с общепринятым понятием исполнения обязательств по оказанию услуг, а именно о том, что услуги оказываются, а не даются и получаются. Из содержания рекламы в приведенном определении изъят такой объект возможного правоотношения, как работы. Недопустимо смешение специфичности содержания рекламы как признака с общими и специальными требованиями, предъявляемыми к рекламе законодателем. Такие требования предъявляются к рекламе, т.е. категории, уже соответствующей признакам рекламы и соответственно регулируемой Законом о рекламе. Если она таковой не является, то и требования, изложены в законе, к ней не применяются.
В новом Федеральном законе «О рекламе» более четко определены сроки хранения рекламных материалов. Установлено, что рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы. То же касается и договоров на производство, размещение и распространение рекламы, срок хранения которых начинает исчисляться со дня окончания их действия. Если для каких-то видов документов законодательством Российской Федерации установлен иной порядок, то именно он подлежит применению.
Согласно ст. 437 ГК РФ, реклама рассматривается как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в ней. Статья 11 ФЗ «О рекламе» определяет срок действия рекламы, признанной офертой, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок. В данной ситуации следует четко усвоить, в каких случаях реклама является офертой, а в каких - нет. Предложение рассматривается как обращенное ко всем и каждому и имеет силу оферты, если в каждый данный момент оно может быть акцептировано лишь каким-либо одним лицом и если оно в любой момент может быть снято до поступления нового акцепта
Необходимо учитывать важный в правовом аспекте момент - в противовес оферте приглашение делать оферты не имеет никаких юридических последствий.
Существенные пояснения к рассмотрению понятия рекламы с точки зрения оферты содержит комментарий к ГК РФ части первой (постатейный) . Внимание обращается на то, что реклама, как правило, не признается офертой по определяющим признакам.
|