Исследование исторического аспекта проблемы показало, что этот вид преступных действий не является чем-то новым и необычным. «В древние и средние века исполнение договоров о заключении мира или перемирия обеспечивалось добровольным оставлением в залог знатных людей» . С течением времени начался насильственный захват войсками жителей оккупированной территории в целях своей безопасности. Кроме этого, уже в тот период заложники захватывались и при нападении на морские суда пиратами. Одна первоначальных форм захвата заложников - пиратство - со временем переродилось в новое более опасное преступление - терроризм на море. Такие формы заложничества, как залог, размен, выкуп пленных в военное время в XX веке стали использоваться при межнациональных конфликтах. Практически все формы такой преступной деятельности, как захват заложников, получившей распространение во всех странах мира, стали постепенно проявляться и в бывшем СССР в последнее десятилетие. Так, из единичных случаев угонов самолетов в 80-х годах захват заложников стал довольно распространенным противозаконным способом выезда за границу ( с пассажирами в качестве заложников на борту) - в 90-х годах. В СССР совершались и продолжают совершаться в Российской Федерации захваты в качестве заложников детей, иностранных граждан, в том числе и с целью выкупа. Захватывают заложников и в исправительно-трудовых учреждениях. и на улицах, и в автобусах, и в квартирах. Заложниками прикрываются в целях личной безопасности после совершения другого преступления, берутся заложники и с целью разрешения семейного конфликта. Таким образом, все древнейшие формы заложничества, переродившись в XX веке в более жестокие и бесчеловечные, распространились во всем мире, став одним из опасных преступлений века.
Т.о. можно определить «захват заложников -это незаконное лишение лица свободы с целью понуждения третьей стороны под угрозой убийства, причинения телесных повреждений или дальнейшим удержанием заложника совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия его освобождения. В соответствии с этим определением раскрывается как современное понятие заложника, так и эволюция этого понятия с древнейших времен» .
До 1987 года в России не было закона об уголовной ответственности за захват заложников, хотя, как было отмечено, уже тогда это явление получило отрицательную оценку со стороны общества, приобрело массовый характер и стало представлять большую опасность для общества. Необходимо было дать свою оценку этому явлению и законодателю, что он и сделал, приняв Закон СССР «Об уголовной ответственности за захват заложников». Естественно, что этот закон не «изобрел» нового вида человеческих поступков, опасных для общества, а лишь зафиксировал объективно существующую общественную опасность заложничества, введя его в сферу уголовно-правового регулирования.
В УК РСФСР 1960 г. предусматривалась ответственность лишь за незаконное лишение свободы (ст. 126). Семнадцать лет спустя УК был дополнен ст. 126(1) - захват заложников. Однако ввиду ограничений в диспозиции защищала эта норма узкий круг людей (иностранцев).
Законом Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. в УК была включена ст. 125(1) «Похищение человека», а также изменена редакция ст. 126(1) и сняты ограничения статуса потерпевшего.
Вместе с тем диспозиции ст. ст. 125(1), 126, 126(1) и с учетом измене-ний были сформулированы недостаточно определенно, не давая возможности точно отграничить незаконное лишение свободы от похищения человека, а похищение человека от захвата заложников. Кроме того, в этом сегменте законодательства отсутствовали нормы, направленные на защиту интересов потерпевшего, предусматривающие стимулирование отказа от продолжения преступных действий - путем смягчения уголовной ответственности в случаях освобождения захваченных заложников или похищенного человека без причинения им существенного вреда и отказа от притязаний, побудивших к захвату заложников или похищению человека.
Сущность общественной опасности захвата заложников состоит в способности этих деяний производить негативные изменения в социальной действительности, нарушать упорядоченность системы общественных отношений или необходимые условия их функционирования, деформи-ровать или вносить элемент дезорганизации в сложившийся правопорядок.
Захват заложников - преступление, существующее с давних времен. В последнее десятилетие оно стало распространенным и приобрело повышенную общественную опасность. Захват заложников применяется в политических целях, например для давления на правительство; при совершении других преступлений, таких как захват воздушного или морского судна; для побега за границу, получения денежного выкупа и иных целей.
Захват заложников в последние годы получил в нашей стране широкое распространение, в первую очередь — в Чечне и других регионах Северного Кавказа. Там он стал, по сути дела, формой преступного бизнеса: государственные органы, частные фирмы или родственники заложников платят огромные деньги за выкуп своих сотрудников, друзей и близких.
Постепенно эта форма преступной деятельности стала распространяться по стране, появилась она и в Москве. В 1996 — 1997 гг. ежегодно в столице совершается до 200 актов захвата заложников ради выкупа. К сожалению, противодействие этим актам со стороны правоохранительных органов пока малоэффективно, да и политика по отношению к захватчикам заложников четко все еще не определена. Достаточно напомнить, с одной стороны, решительные, но плохо продуманные действия по освобождению заложников в Буденновске, повлекшие большие жертвы, и, с другой стороны, «мирный» выкуп журналистов в Чечне, при котором преступники, ничуть не пострадав, получали громадные деньги.
В уголовном законодательстве многих стран, прямо не предусматри-вавшем захват заложников, и ранее существовали составы преступлений, фактически поглощавшие этот состав или близкие к нему. Например, в России в уголовном кодексе был раньше и теперь имеется состав незаконного лишения свободы. Однако общественная опасность захвата заложников несравнимо выше, чем в упомянутом случае.
При захвате заложников страдают, как правило, несколько или множество лиц. Преступление вызывает большой общественный резонанс, серьезно нарушает нормальную деятельность государственных органов, может закончиться гибелью людей и другими тяжелыми последствиями. Особенно опасны случаи захвата в качестве заложников женщин и детей, что неоднократно имело место в последние годы в нашей стране (Северный Кавказ).
Когда в 70 — 80-е годы в СССР участились случаи угона самолетов, связанного с захватом заложников, оба преступления рассматривались как единое целое. Дальнейшее развитие событий показало, что это разные составы. Угон самолета возможен в «чистом виде» такие случаи имели место. Вместе с тем захват заложников может быть не связан с завладением какими-либо транспортными средствами. Характерные признаки объективной стороны этого преступления — удержание (лишение свободы передвижения) одного или нескольких лиц при предъявлении им, их родным и близким либо представителям власти тех или иных требований. Если к заложникам применяются насилие, угрозы, пытки, то налицо совокупность преступлений. Так же обстоит дело с убийством заложников или причинением ущерба имуществу.
Как и многие другие преступления международного характера, захват заложников может быть и сугубо внутренним делом государства, а в некоторых случаях – выходить в «межгосударственное пространство». Последнее происходит тогда, когда заложники -иностранные граждане либо захватчики предъявляют требования, выходящие за рамки внутреннего правового регулирования (например, предоставить им самолет для вылета за рубеж, освободить их соучастников за границей и т. п.). Международное сотрудничество в борьбе с захватом заложников становится в последнее время все более актуальным, особенно на территории стран СНГ, где это преступление стало совершаться чуть ли не регулярно.
В российском уголовном законодательстве начиная с советских времен понятия «захват заложников» не было. Захват заложников рассматривался как разновидность международного терроризма наряду с пиратством, актами, направленными против безопасности гражданской авиации, а также незаконным захватом и использованием ядерных материалов.
Захваты заложников, как показывает практика, могут повлечь за собой нанесение политического и экономического ущерба России в ее международных отношениях, привести к срыву либо отсрочке принятия решений, имеющих важное межгосударственное значение. Борьба с захватом заложников является задачей всего мирового сообщества и регламентирована Международной конвенцией, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1979 г.).
Потерпевшим при захвате заложника может оказаться любое лицо, лишением свободы которого преступник стремится достичь своих целей. Это может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, должностное (либо недолжностное) лицо, государственный, общественный деятель либо представитель власти, представитель религиозной конфессии, заключенный в местах лишения свободы и т.д.
Под захватом заложника понимается такое неправомерное физическое ограничение свободы человека, при котором его последующее возвращение к свободе ставится в зависимость от выполнения требований субъекта, обращенных к государству, организации, физическим или юридическим лицам.
Удержание заложника означает насильственное воспрепятствование возвращению ему свободы.
Определение понятия насилия, не опасного для жизни или здоровья, см. в комментарии к ст. 115, 161 УК.
Содержание требований субъекта, обращенных к государству, организации или гражданину, может быть самым разнообразным и значения для квалификации не имеет. При этом адресатом требований может быть любое государство (свое, т.е. гражданином которого является субъект, или иностранное), равно как и организация (зарубежная либо российская). В зависимости от характера требований адресат может быть персонально определенным (конкретный руководитель, должностное лицо, представитель власти, общественный деятель и т.п.) или нет, что также не имеет значения для квалификации.
Практика показывает, что характер предъявляемых преступником требований весьма многообразен и может быть связан с желанием покинуть страну, получить крупную сумму денег в российской или иностранной валюте, добиться отмены какого-либо политического решения (международного договора) либо, напротив, заставить принять его, освободить заключенных, добиться помилования конкретному лицу, предоставить транспортное средство, наркотики, оружие, взрывчатые вещества, обеспечить встречу с работниками средств массовой информации и т.п.
При захвате заложника требования предъявляются открыто, нередко субъект намеренно стремится придать им широкий политический резонанс, выступив с "заявлением", предъявив ультиматум и т.д. Не влияя на квалификацию, такие действия учитываются при оценке общественной опасности содеянного и вынесении судом меры наказания.
Если в процессе захвата заложника либо его удержания совершается умышленное убийство, то действия виновного квалифицируются по сово-купности со ст. 105 УК.
Субъективная сторона захвата и удержания заложника характеризуется виной в форме прямого умысла. Психическое отношение виновного к наступившим последствиям может выражаться в умышленной или неосторожной вине.
Обязательным признаком субъективной стороны захвата заложника является специальная цель - понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника.
Субъектом данного преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырнадцатилетнего возраста. Исполнителями преступления признаются и те, кто осуществляет захват, и те, кто осуществляет удержание заложника.
В примечании к ст. 205 УК предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности, если лицо добровольно или по требованию властей освободит заложника и в его действиях не содержится иного состава преступления.
Захват заложника отличается от похищения человека и незаконного лишения свободыпо направленности преступления (объекту). При захвате заложника главной сферой посягательства выступает общественная безопасность, а в указанных преступлениях - свобода личности.
Лишение свободы при захвате заложника выступает не целью, а средством достижения цели преступника. Ради достижения этих целей сам факт захвата и предъявляемые при этом требования не только не скрываются, а, напротив, выступают средством понуждения государства, организации, физических и юридических лиц к выполнению требований субъекта. В преступлениях же, предусмотренных ст. 126 и 127 УК, субъект, даже преследуя корыстные цели, не заинтересован в предании их огласке.
Захват заложников может совершаться различными способами:
1. тайным,
2. открытым,
3. насильственным,
4. ненасильственным.
Насильственный захват должен сопровождаться насилием, не опасным для жизни или здоровья, т. е. не выходить за рамки нанесения побоев или совершения иных насильственных действий, причинивших физическую боль. Разновидностью ненасильственного захвата может являться захват путем обмана потерпевшего. Однако, не исключены случаи, когда удержание лица осуществляется и без его захвата (например, когда представитель власти добровольно становится заложником взамен захваченных).
Удержание лица в качестве заложника означает воспрепятствование лицу покинуть место его пребывания в качестве заложника (обычно содер-жание его в помещении, которое потерпевший не в состоянии самостоятельно покинуть).
Условием освобождения заложника является требование преступника, обращенное к государству, организации или гражданину, совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия. Требования предъявляются открыто, нередко субъект стремится специально придать их широкой огласке, чтобы вызвать политический резонанс. Это не влияет на квалификацию, однако, учитывается при оценке общественной опасности содеянного и вынесении приговора судом.
Оконченным преступление признается с момента фактического захвата заложника. При этом не важно, были, выполнены условия лица, захватившего заложника, или нет.
Непосредственным объектом этого преступления являются общественная безопасность, а также личная свобода граждан.
Объективная сторона преступления выражается в действиях:
а) захвате,
б) удержании лица в качестве заложника.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель – понуждение государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения как условие освобождения заложника.
Субъектом преступления является любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
|