Вопрос о защите чести, достоинства и деловой репутации со стороны государства, т.е. законодателя, - это, прежде всего, вопрос о правах человека, их реальном обеспечении, о гарантированной государством возможности пользоваться этими правами.
Раскрывая понятие и содержание чести, достоинства и деловой репутации, следует отметить, что эти категории в сфере общественных отношений выступают как социальные, этические блага. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага, охраняемые правом, а также юридические основания и способы их защиты.
В теоретическом и практическом плане честь, достоинство и деловая репутация могут рассматриваться как социальные нематериальные блага, охраняемые законом, и как особые субъективные права.
Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и деловую репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать субъект данного права, каким должно быть его поведение. Одной из особенностей такого права в сравнении с другими субъективными правами является то, что его содержание, сущность раскрываются в многообразии жизни человека, его бытия. Значительная специфика этого права дала ряду авторов основание поставить под сомнение возможность отнесения этого права к категории субъективных гражданских прав. Некоторые авторы при определении права на честь и достоинство сделали вывод, что это право входит в содержание гражданской правоспособности или является «элементом правоспособности» .
Действующее гражданское законодательство подразделяет личные не-имущественные отношения на регулируемые и защищаемые им. В силу п. 1 ст. 2 ГК РФ личные неимущественные отношения, связанные с имуществен-ными и основанные, в частности, на имущественной самостоятельности их участников, регулируются гражданским законодательством.
В п.2 ст.2 ГК РФ говорится, «неотчуждаемые права и свободы че-ловека и другие нематериальные блага защищаются гражданским за-конодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ».
Понятие нематериальных благ определены в п.1 ст.150 ГК РФ – жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на имя, право авторство, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Следует отметить, что указанный список благ не является исчерпывающим, и не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод личности – п.1 ст.55 Конституции РФ.
Получается, что неимущественные отношения и нематериальные блага являются по сути одним и тем же. Заслуживает внимание подход к понятию нематериальных благ М.Н.Малеиной. Она разделяет нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, имя и др.) и личные неимущественные права, объектами которых нематериальные блага не яв-ляются (право авторства, право на авторское имя и др.) . В связи с этим предлагается ст.151 ГК РФ «Компенсация морального вреда» включить в гл.2 ГК РФ «Возникновение гражданских прав и обязанностей. Осуществление и защита гражданских прав».
Однако представляется, что нематериальное благо включает в себя совокупность понятий неимущественного блага и личных неимущественных прав. Так как в соответствии со ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав либо нематериальных благ, то нахождение этой нормы в гл.8 ГК РФ «Нематериальные блага» считаю обоснованной. Думается, что тем самым законодатель подчеркнул, что институт компенсации морального вреда является фактически основным способом защиты нематериальных благ лич-ности.
Поддержание на высоком уровне деловой репутации как гражданина, так и организации необходимо в независимости от общественно-политического устройства государства и конкретной социально-экономической ситуации в стране. Особое значение этот вопрос имеет в условиях рыночной экономики, когда от мнения о человеке в обществе зависит не только его эмоциональное самоощущение, но и реальное экономическое благополучие. В еще большей степени это касается организации, сама возможность существования которой зависит от представления о ней не только администрации других организаций (спонсоров, поставщиков, кредиторов и прочие), но и рядовых граждан (клиентов, потребителей), т.е. общества в целом. Проблема защиты репутации является актуальной для всех стран. Возможность защиты деловой репутации – неотъемлемая часть правовой системы правового государства, которым названа Российская Федерация в ст.1 Конституции РФ.
Непонятным в данном вопросе остается упоминания в ст.152 ГК РФ п.7 «правила о защите деловой репутации гражданина распространяются соответственно и на защиту деловой репутации юридического лица». И возникает закономерный вопрос, а возможна ли выплата компенсации морального вреда юридическому лицу (организации).
Следовательно, возникает проблема толкования указанной нормы, связанная с возможностью понимания ее как допускающей компенсацию морального вреда юридическому лицу, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию.
В соответствии с Конституцией РФ достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления – ст.21, а также каждый имеет право на защиту своей чести – ст.23.
Таким образом, право на защиту чести и достоинства является консти-туционным правом граждан, а деловая репутация организаций – одним из условий их успешной деятельности. |