Экономическое развитие любой страны во многом зависит от характера, структуры и особенностей ее финансовой системы, основной функцией которой является предоставление ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг. Финансовые системы классифицируются по разным основаниям, в том числе и в зависимости от источника средств, поступающих в распоряжение юридических и физических лиц. Наиболее распространенным инструментом внешнего финансирования компаний корпоративного сектора экономики является банковский кредит, который преобладает в большинстве стран на раннем этапе их экономического развития. В качестве альтернативного источника их финансирования выступает выпуск ценных бумаг – акций и облигаций.
В разных странах сложились финансовые системы, структура которых отличается по сравнительному уровню развития банков и фондовых рынков. Например, в США и Великобритании функционируют развитые фондовые рынки, и многие предприятия активно привлекают финансовые средства путем выпуска ценных бумаг, тогда как немецкие и японские компании используют, в основном, банковские кредиты и опираются на долгосрочные отношения с банками, что служит гарантией получения новых кредитов. В свою очередь, и банки в этих странах заинтересованы в тесных контактах и стремятся поддерживать постоянные связи с компаниями-заемщиками. Если предприятия испытывают временные финансовые трудности, банки нередко предоставляют им дополнительные средства, рассчитывая тем самым обеспечить возвращение выделенных ранее кредитов. Подобная структура финансовой системы делает компании-заемщики менее зависимыми от постоянных колебаний экономической активности, и тем самым обеспечивает относительную стабильность корпоративного сектора экономики. Именно поэтому в 70-х-80-х годах ХХ века, когда японская экономика развивалась сравнительно быстрыми темпами, многие исследователи полагали, что подобная модель получения внешних финансовых ресурсов позволяет компаниям выйти за рамки стремления к максимизации краткосрочной прибыли и учитывать более долговременные цели развития, а также способствует завоеванию большей доли рынка.
В противоположность этому фондово-рыночная модель не дает предприятиям такой возможности, так как более значительную роль в их управлении играют акционеры. Жесткий контроль со стороны фондового рынка, при отсутствии долгосрочных отношений с кредиторами, вынуждает менеджмент компаний стремиться в первую очередь к достижению высоких прибылей в кратчайшие сроки. В том случае, если компания попадает в трудное финансовое положение, рынок реагирует снижением котировок ценных бумаг, а также ужесточением условий предоставления новых кредитов. Вот почему в США и Великобритании компании подвергаются более жестким рыночным условиям и больше зависят от колебаний экономической конъюнктуры.
Сторонники банковской финансовой системы в развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии, вдохновленные многолетними успехами экономического роста в Японии, полагали, что именно преобладание тесных и продолжительных отношений компаний-заемщиков с банками позволяло предприятиям руководствоваться долгосрочными целями развития (что способствовало повышению темпов роста ВВП в Японии), и делали вывод о предпочтительности именно японской модели внешнего финансирования и управления предприятиями. Однако, продолжительная стагнация японской экономики в 90-х годах, а также валютно-финансовый кризис 1997-98 гг., от которого пострадали многие страны ВА и ЮВА, во многом ориентировавшиеся на японскую модель, выявил слабые стороны такой формы отношений между компаниями и банками. Финансовая система может воздействовать на экономическое развитие путем отбора более эффективных и перспективных объектов инвестирования. При этом особую роль приобретают такие ее функции, как сбор и анализ информации, управление риском, контроль над деятельностью предприятий-заемщиков и обеспечение ликвидности капиталовложений. В первой главе подробно характеризуются каждая из этих функций.
(1) Функция предоставления информации. Информация о состоятельности заемщика или прибыльности инвестируемого предприятия очень важна при принятии решений о предоставлении ему кредита или приобретении ценных бумаг. Банки, как правило, опираются на собственные источники информации и собственные связи при принятии решений, тогда как при операциях на фондовых рынках очень важно располагать стандартизированной и доступной для всех информацией о заемщике и его ценных бумагах.
(2) Распределение риска. В случае сделок на фондовом рынке риск полностью лежит на инвесторах, т.е. держателях ценных бумаг, тогда как при банковском кредитовании все убытки, возникающие в результате невозвращения долга и неуплаты процентов по нему, лежат на банке. Таким образом, принимая риск на себя, банки способны сглаживать инвестиционные риски и «перераспределять» их во времени.
(3) Контроль (мониторинг) над деятельностью финансируемых предприятий со стороны кредитора или акционера необходим для поддержания общей экономической стабильности и снижения уровня рискованности кредитов.
(4) Обеспечение ликвидности вложений для инвесторов.
Большинство проектов с высокой доходностью являются долгосрочными и, соответственно, малоликвидными, поэтому инвестирование в них становится невозможным без привлечения банков в качестве финансового посредника.
Таким образом, показано, что два основных типа финансовых систем, банковский и фондово-рыночный, обладают различными свойствами, и в одних и тех же условиях будут функционировать по-разному. Автор выдвигает тезис о том, что сравнительная эффективность той или иной структуры финансовой системы будет зависеть от условий, в которых она функционирует. Среди таких условий важную роль играют тип права, эффективность его применения, качество информационной базы, доступной для инвесторов, а также избыток или недостаток перспективных проектов с учетом имеющихся финансовых ресурсов.
Долгосрочные доверительные отношения между кредитором и заемщиком приобретают особую важность, и структура финансовой системы страны тяготеет к банковской тогда, когда недостаточно развита законодательная база для защиты прав кредиторов и акционеров и отсутствует эффективная система исполнения действующих законов и регламентаций; когда информация о заемщике ограничена и нестандартизирована; когда отсутствует класс мелких инвесторов, а основными участниками финансовых сделок являются крупные банковские институты; наконец, когда требуются крупномасштабные инвестиции для быстрого стимулирования экономики.
Такие условия, как правило, характерны для современных развивающихся стран, тогда как развитые страны, такие как Германия или Япония, - уже прошли соответствующую стадию развития. Ныне в этих странах, как правило, создана более совершенная правовая база, информация о потенциальных заказчиках и условиях инвестиций общедоступна и может служить основой для принятия рискованных решений.
Экономический рост в стране напрямую зависит от инвестиционной деятельности ее субъектов и представляет собой результат действия множества факторов: экономических, социальных, политических. Реализация этих факторов возможна на основе количественного роста ресурсов, вовлекаемых в производство и повышении эффективности их использования в процессе расширенного воспроизводства. Результатом этого процесса является увеличение объемов валового внутреннего продукта и, соответственно, экономический рост.
Очевидно, что данная закономерность обусловливает необходимость дальнейшего укрепления инвестиционного ресурсного потенциала и активизацию инвестиционной политики государства, которая, в свою очередь, вносит качественные изменения в инвестиционные отношения. Инвестиционные отношения, являющиеся составной частью производственных отношений, складываются между микро- и макроэкономическими субъектами (производственными предприятиями, государством, населением и финансово-инвестиционными организациями) по поводу аккумуляции, распределения и использования инвестиционных ресурсов.
В качестве важнейшего элемента системы инвестиционных отношений выступает инвестиционный рынок, образуемый в результате аккумуляции свободных инвестиционных ресурсов. Роль интегрирующего механизма, обеспечивающего целостность систем инвестиционных отношений, выполняет подсистема государственного регулирования инвестиционного процесса, включающая в себя защиту прав собственности и гарантию прав инвесторов.
Важнейшими функциями рассматриваемой системы являются аккумуляция и использование инвестиционных ресурсов, осуществляемых по следующим каналам: трансформация сбережений населения в производственные инвестиции посредством инвестиционного рынка; использование амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли корпораций на инвестиционные цели; осуществление прямых и портфельных инвестиций; инвестиционное кредитование банковской системой; освоение средств государственного бюджета развития.
Изучение закономерностей инвестиционного процесса позволяет сделать вывод о том, что достижение экономического роста страны, повышения ее конкурентоспособности, включение в глобальные мирохозяйственные отношения невозможно без соответствующих изменений в институциональной системе.
Представляется, что важнейшим элементом институциональной системы являются институты развития, функционирование которых основано на следующих принципах: саморазвитие, открытость, функциональная полнота, адекватность, разнообразие форм отношений между элементами системы институтов развития. Деятельность этих институтов нацелена на формирование мощного инвестиционного импульса в экономике, способного преодолеть действие дестабилизирующих факторов и сформировать предпосылки для устойчивого роста ВВП и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Успех в достижении поставленных целей во все большей степени обусловлен обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями (которые принято называть институциональными инновациями)1. В этой связи целесообразно рассматривать деятельность институтов развития с точки зрения наличия у них возможностей повышения инновационной активности национальной экономики и ее эффективного использования. |