Из множества определений термина «франчайзинг», автором предлагается следующая трактовка франчайзинга: «Франчайзинг представляет собой форму хозяйственной интеграции малых и крупных компаний, основанную на долгосрочном сотрудничестве двух или нескольких независимых хозяйствующих субъектов, при которой крупная компания (франчайзер) предоставляет на возмездной основе индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей (франчайзи) право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, а также осуществляет техническую, маркетинговую и консультационную поддержку в течение срока действия договора франчайзинга».
Франчайзинговая форма организации бизнеса (как никакая другая) позволяет распределить экономические риски между основным предприятием и его партнерами. Характерная особенность франчайзинга в том, что основной риск, связанный с трансакционными издержками (риск условий сбыта) несет только франчайзер и только на первоначальном этапе организации бизнеса. На этапе расширения бизнеса франчайзинг благодаря широко разрекламированной торговой марке и отработанным условиям продаж позволяет практически исключить указанный риск в целом. Именно это наряду с достигаемой при франчайзинге экономией затрат на рекламу и других трансакционных издержек и обеспечивает широкое распространение франчайзинга.
На основе существующих в современной экономической литературе подходов, а также критического анализа можно утверждать, что система франчайзинга эффективна и дееспособна потому, что выгодна как крупному предприятию, так и мелкому. Выгоды крупного предприятия от франчайзинга заключаются в создании франчайзинговой сети, которое обходится значительно дешевле, чем расширение собственной производственно-сбытовой сети, кроме того, франчайзи готов нести и несет существенную часть инвестиций и финансовых рисков.
Специфика отношений франчайзинга, в отличие от других форм сотрудничества, заключается в том, что в его основе лежит тиражируемая технология и сеть независимых фирм.
- франчайзинг как фактор развития бизнеса становится привлекательным только для тех компаний, которые уже обеспечили себе имя (бренд) и имеют собственную торговую марку и устойчивое финансовое положение;
- при создании франчайзинговой сети необходимо согласование экономических интересов участвующих в данном мероприятии сторон – франчайзера и франчайзи. Поэтому, если в рядовом случае успех инвестиционной программы определяется профессионализмом и действиями инициатора данной программы, то успех формирования франчайзинговых сетей определяется еще и тем, насколько соблюдаются экономические интересы их участников;
- сами экономические интересы участников франчайзинговой сети, то есть франчайзера и франчайзи, различаются. Для одного - это один из вариантов развития уже состоявшегося бизнеса, а для другого – это создание бизнеса с определенной гарантией не потерпеть неудачу.
Проведен также анализ институциональных отношений, возникающих между франчайзером и франчайзи. Основу данного анализ составила классификация указанных отношений, предложенная А.А. Обыденовым , согласно которой выделено четыре вида (моделей) таких отношений: «заложник»; «неявный контракт»; «разделяющее равновесие»; «самовыполняющийся контракт».
Модель «заложник» предполагает, что вступительный взнос или первоначальные инвестиции в специфические активы франчайзера играют роль залога. Это означает, что по окончании срока действия контракта с франчайзи, франчайзер возвращает ему вступительный взнос или денежный эквивалент его первоначальных инвестиций в специфические активы франчайзера, если со стороны франчайзи не будет нарушений стандартов ведения бизнеса, определенные франчайзером. Использование института залога рассматривается франчайзером как форма защиты его экономических интересов и предотвращение экспроприации его прав на товарный знак или бренд, а также его инвестиции в ноу-хау. Прежде всего, данная модель используется тогда, когда в указанные отношения вовлечены «высокоспецифичные активы».
Модель «неявный контракт» используется в отношениях между франчайзером и франчайзи в тех случаях, когда в их отношениях наблюдается ассиметричность формальных (явных) прав и обязательств в пользу франчайзера. Эта ассиметричность может проявляться в виде определенных ограничений доступа франчайзи к коммерческой информации франчайзера, в различии оценок сторонами одного и того же риска хозяйственной деятельности франчайзи. Такая ассиметричность также выступает в установлении для франчайзи предельной цены продаж товаров и/или услуг через франчайзинговую сеть, а также право франчайзера расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае обнаружения им недобросовестного отношения франчайзи к выполнению обязательств перед франчайзером, вытекающих из условий контракта.
Модель «разделяющее равновесие» представляет собой реализацию таких отношений, возникающих между франчайзером и франчайзи, при которых размер вступительного взноса или первоначальных инвестиций франчайзи в специфические активы франчайзера достаточны для того, чтобы отсеять потенциально недобросовестных агентов (франчайзи).
Модель «самовыполняющийся контракт» соответствует таким институциональным отношениям между франчайзером и франчайзи, которые предусматривают экономические последствия от недобросовестного отношения к условиям контракта не только для франчайзи, но и для франчайзера. В соответствии с этим предполагается, что стороны до тех пор будут соблюдать условия контракта, пока им это экономически выгодно. Для того чтобы контракт был самовыполняющимся, он, как минимум, он должен обеспечивать:
положительный денежный поток для франчайзи;
достаточные права франчайзера контролировать действия франчайзи;
возможность досрочного расторжения контракта франчайзером в случае нарушения его условий со стороны франчайзи. |