Первопричинами массовой бедности в России являются наследие прежней административной системы и той политики, которая проводилась при социализме; неподготовленный переход к рынку, что привело к закрытию многих предприятий, банкротству, увольнению рабочих и потери ими заработка; неправильный выбор либеральной модели, что создало условия для гиперинфляции, потери государственного регулирования, обогащению одних и бедности основной массы населения, то есть разделению общества на бедных и богатых, коррупции и другим нежелательным процессам и социальным проблемам.
Административная система, связанная с насилием, диктатом разрушила прежние российские приоритеты, связи, уклад жизни, менталитет россиянина. За годы советской власти уничтожено в ходе революции, коллективизации, борьбы с инакомыслием, репрессий, голода порядка ста миллионов генетически сильных людей, лучшей части населения, в том числе крестьянства, «соли земли русской». Появился новый человек (homo-soveticus): безинициативный, послушный, всем довольный, с малыми запросами и без особых претензий на жизнь, то есть человек-проситель, человек-иждивенец. И это устраивало прежнюю элиту. Проблема в том что с такими людьми трудно переходить и работать в условиях рынка. Пример тому – медленное, с перекосами российское предпринимательство. Нужны десятилетия, чтобы избавиться от административной системы и воспитать нового человека, который мог бы зарабатывать себе на жизнь и не перекладывать все свои заботы на государство.
С началом перестройки и переходом к рыночной экономике обозначился новый ракурс в характеристике социальной структуры общества: она перестала представляться примитивно в виде трех элементов и приобрела более сложный характер: в работах отечественных социологов 80-х гг., в частности, Т.И.Заславской, была предложена социальная структура общества, состоящая, по крайней мере из тридцати элементов. При этом были выделены не только классы, но и социально-профессиональные, социально-образовательные, социально-возрастные, социально-поведенческие и другие социальные общности, которые имеют конкретное существование в любом обществе, в том числе и транзитивном. Усложнение социальной структуры общества произошло таким образом не за счет придумывания каких-то новых элементов, а лишь только за счет выделения реально существующих групп и слоев общества, различающихся по некоторым социальным критериям.
Особое значение в отечественной социологической литературе рубежа 80-90-х гг. ХХ столетия приобрела характеристика среднего класса, который, как известно, во всех цивилизованных странах составляет социальную базу и основу гражданского общества. Вся проблема российской социальной практики заключается в том, что средний класс понимается несколько примитивно, в отрыве от реальных социальных условий.
В социологической литературе получило широкое распространение такое толкование среднего класса, которое связано с отнесением к его составу прежде всего представителей интеллигенции: образовательной, занятой в сфере медицины, технической и т.д., т.е. людей, занятых преимущественно в бюджетной сфере. Однако в жизни эти социальные группы по размеру дохода никак не могут рассматриваться как социально-экономическая основа общества: именно они пострадали в результате экономических преобразований и стали заложниками этой новой системы экономических отношений.
В этом плане интересна роль предпринимателей как нового социального слоя, новой социальной группы общества: с одной стороны, она выполняет цементирующую роль в становлении рыночных отношений, а с другой стороны, она подвержена всем тем коллизиям и кризисным явлениям, которые препятствуют нормальному развитию российского общества. Поэтому оказалось, что предприниматели в качестве новой социальной силы, способной активно преобразовывать экономические отношения современного российского общества, не смогли достаточно эффективно реализовать себя в современных условиях. Отсюда возникло объективное противоречие: с одной стороны, потребность в дальнейшем развитии и углублении рыночных отношений, а с другой стороны, препятствие тех социальных сил, которые способствовали этим рыночным отношениям.
Вот почему современное предпринимательство в России находится как бы на распутье: предпринимательство – объективный фактор развития рынка и вместе с тем элемент общества, который воспринимается негативно. В лице предпринимателя видят прежде всего мошенников, которые хотят обогатиться за счет основного населения общества. Поэтому в обществе нет адекватного понимания позитивных социальных функций предпринимательства, его миссии и социальной роли в становлении правового государства и гражданского общества. Все представления о предпринимательстве основываются на советской характеристике предпринимательской деятельности как явно спекулятивной, рассчитанной лишь на получение собственной выгоды.
Именно поэтому процесс становления подлинно рыночных отношений в современном российском обществе тормозится инерцией и косностью мышления большинства российских граждан, их отрицательным отношением к нововведениям и реформированиям всех социально-экономических и политических отношений в современном российском обществе.
С другой стороны, нельзя отрицать и не замечать тех позитивных моментов, которые связаны с преобразованием социальной структуры, с активизацией деятельности людей, занятых в различных сферах. В жизни современных российских граждан исчезли проблемы дефицита многих видов товаров и услуг, расширилась система удовлетворения насущных потребностей населения,
Значительное место в параграфе уделено анализу других факторов и условий социального расслоения современного российского общества.
Известно, что низшие слои населения в условиях постоянной нужды вырабатывают собственные установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые социально наследуемы и способствуют постоянству бедности .
На Западе бедные отчуждены от остального общества и вырабатывают свою культуру . В России 90-х гг. скорее не бедность является особой субкультурой, а богатство («новые русские»), поэтому никакого противостояния между бедными и остальным обществом нет.
«По данным официальной статистики разница между доходами богатых и бедных достигла 15,3 раз (нормальным считается 6-8 раз). При этом, если учесть неформальные доходы, разрыв может быть еще более существенным. Каждый седьмой гражданин страны живет за чертой бедности, а 53 российских долларовых миллиардера, по версии журнала «Форбс», владеют капиталом в 32 раза превышающим сумму, отпущенную в 2006 году на все нацпроекты» . Предельно-максимальное социальное расслоение, бедность, принимающая в российских условиях остро-специфические формы, такие как «бедность работающих людей», застойная бедность, детская бедность и др., вызывают как следствие высокую смертность, сокращение продолжительности жизни, низкую производительность труда, деградацию личности, различные формы девиации, становятся причинами целого комплекса негативных социальных явлений. Игнорирование и недооценка проблемы бедности, непонимание ее последствий финансовой и властной элитой страны представляет прямую угрозу ее экономическому развитию, социальной и политической стабильности общества, его безопасности.
Бедность как негативное социальное явление характеризуется многоаспектностью и требует глубокого и всестороннего анализа:
Во-первых, возникновением городской бедности как нового для современной России социального явления, получившего широкое распространение и требующего пристального исследовательского внимания.
Во-вторых, пониманием того, что выход страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития, формирования инновационной экономики предполагает создание социальной базы в лице среднего класса, новой высококвалифицированной рабочей силы. Городская бедность, принимая застойный характер, оказывает разрушительное воздействие на данные процессы, сдерживает прогрессивное развитие российского общества в целом.
В-третьих, городская бедность детерминирует целый комплекс негативных социальных последствий, в числе которых: социальная поляризация, рост девиантного поведения, снижение интеллектуального потенциала городского населения как определяющего фактора конкуренции в условиях глобализации, духовный и нравственный кризис, многое другое.
В-четвертых, хроническая бедность, являясь материальной основой для формирования так называемого андеркласса с присущей ему субкультурой, образом жизни, стилем поведения, все более отчетливо демонстрирует нарастающие в обществе признаки социального напряжения и культурного отката, что порождает «цивилизацию трущоб» с массовым антиобщественным поведением, наркотизацией населения, вспышками инфекционных заболеваний (туберкулеза, СПИД, гепатита), грозит социальной и политической дестабилизации общества.
В связи с переходом к рынку бедность становится массовым явлением. Поэтому реформаторы пытались путем «кабинетных методик» ее уменьшить, рассматривать как временное, неизбежное явление и после двадцати лет перестройки решили ее победить. Бедность победить невозможно, ее можно уменьшить и тем самым сгладить противоречие между богатством и бедностью. С учетом того, что за годы революции, коллективизации, военных лет и других потрясений сильно изменился генофонд нации, активных людей стало не 30, а 10-12 %, а пассивных (социальных иждивенцев, которые не хотят и не могут заработать себе и своей семье на жизнь) примерно столько же . Поэтому задача состоит не в том, чтобы победить бедность, а уменьшить ее и, в первую очередь, за счет воспитания будущих поколений, развития предпринимательства, повышения научного и человеческого потенциала.
В связи с переходом общества к рыночным отношениям социальная сфера жизни общества претерпела серьезные изменения. В период проведения социальной реформы, в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ, закона о монетизации льгот, существенно изменились социальные условия жизни населения. Социальные услуги для населения стали платными, только категории малообеспеченных граждан, чей прожиточный уровень жизни ниже установленного, могут получить государственную поддержку. Реформы, предусмотренные законом, затронули почти 50% населения, а выполнение социальных обязательств напрямую зависело от финансовых возможностей государства, его организационных и кадровых ресурсов. Несвоевременное удовлетворение социальных интересов населения привело к возникновению конфликта между гражданами и государством. Последствия реализации закона свидетельствуют о необходимости введения в практику управления социальной сферой системы индикативного планирования и минимальных социальных стандартов в области оказания социальных услуг, прежде всего в здравоохранении и социальной защите. Важным является задача введения системы критериев состояния и развития социальной политики территорий, включающей шкалу показателей с их пороговыми и целевыми значениями, доступности и качества предоставляемых социальных услуг населению. Последствия проводимых социальных реформ для большей части россиян оказались крайне неблагоприятными. Значительная часть населения нуждается в серьезной государственной социальной защите.
Результаты современных эмпирических исследований, проведенные в самых разных странах, позволяют утверждать, что все виды объяснения причин бедности можно разделить на четыре типа: индивидуалистический, структурный, субкультурный и фаталистический.
В России причины современной бедности городского населения следует искать, опираясь на структурный или социетальный подход. Так, по результатам нашего исследования, подавляющее большинство опрошенных считают, что именно государство несет ответственность за существующую бедность, и лишь 17,8% респондентов считают ответственным за бедность самого человека. Причинами бедности определяются следующие структурные факторы: низкая зарплата (59,4%), работа по специальности (23,3%). Большинство респондентов уверено в том, что именно государство и несовершенство управленческой системы виноваты в распространении бедности в стране. Процент опрошенных, назвавших причинами бедности индивидуальные факторы (неприспособленность, лень, пьянство) оказался очень низким и составил чуть менее 15%. По нашему мнению, в дальнейшем, с развитием рыночных отношений и стабилизацией экономической ситуации в России мнения людей будут смещаться в сторону индивидуалистического типа объяснения причин бедности. Такая динамика прослеживается в ответах молодежи – самой восприимчивой к происходящим трансформациям части общества: 80,7% студентов обозначили причинами бедности структурные факторы, среди людей пожилого и среднего возрастов таких оказалось более 90%.
В условиях депрессивных рынков труда в составе бедных оказываются и вполне обычные семьи с работающими родителями и несовершеннолетними детьми. Индивидуальные особенности (алкоголизм, наркомания, маргинальное поведение) влияют на возрастание риска скатиться в глубокую нищету в основном для семей полностью деградировавших.
В целом, можно говорить о том, что городская бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе: экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица); социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность); демографических (неполные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, молодежь и старшее поколение); политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция); регионально-географических (депрессивные монопромышленные города, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы).
Городская бедность в России имеет определенные особенности:
– бедность концентрируется в малых городах, это детерминировано недостатком рабочих мест, неразвитостью рыночной инфраструктуры, определяющей состояние малого и среднего бизнеса (как правило, бизнес сосредоточен в региональных центрах и крупных городах);
– в структуре бедного городского населения преобладает трудовая бедность («работающие бедные»). Одной из основных причин этого явления стала занятость в бюджетной сфере или на низкорентабельных государственных предприятиях;
– городская бедность в России носит затяжной, хронический характер, что в дальнейшем может привести к возникновению «субкультуры бедности»;
– городская бедность в России формируется на фоне избыточного социально-экономического неравенства, т.е. крайней социальной поляризации населения на богатых и бедных.
Анализируя негативные последствия влияния городской бедности на различные сферы общественной жизни следует отметить следующее:
1. Воздействие бедности на экономическую сферу проявляется в:
– сдерживании формирования качественно новой рабочей силы, вне которой невозможно построение инновационно ориентированной экономики, как главной задачи экономической политики современного российского государства;
– деактивизации экономической деятельности трудоспособного населения страны, их профессиональной деградации.
2. Воздействие городской бедности на социальную сферу проявляется в:
– сдерживании процесса формирования среднего класса, как социальной основы экономического развития, политической стабильности общества, гаранта демократии;
– маргинализации и криминализации общества;
– ухудшении здоровья российского населения, понижении качества жизни, роста показателя смертности.
3. В политической сфере негативное влияние городской бедности проявляется в сдерживании роста демократических институтов гражданского общества.
4. В духовной сфере городская бедность воздействует на социально – психологический климат в обществе, разрушает сложившиеся принципы толерантности (религиозной, межнациональной), влечет за собой духовную деградацию значительной части населения.
Таким образом, бедность выступает одним из основных факторов, сдерживающих выход страны на траекторию устойчивого социально – экономического, политического и духовного развития российского общества. Бедность городского населения, носящая застойный характер, ведет к общей деградации населения и представляет прямую угрозу национальной безопасности страны. |