Жилище является одним из важнейших материальных условий, необходимых человеку для нормального существования. В связи с этим исследование правового регулирования отношений, объектом которых выступает жилище, представляет существенный интерес.
Комплексное исследование правовых проблем владения и пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма обусловлено введением в действие нового Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), который кардинально изменил систему обеспечения граждан указанными жилыми помещениями.
В соответствии с Конституцией РФ нуждающимся в жилище малоимущим, иным указанным в законе гражданам, жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данная конституционная норма длительное время оставалась декларативной, поскольку продолжал действовать прежний порядок предоставления во владение и пользование граждан жилых помещений публичной формы собственности, предусматривавший зависимость нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий от уровня их обеспеченности жильем.
Конституционное положение о предоставлении жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов впервые получило развитие в ЖК РФ. В Кодексе принцип предоставления жилых помещений социального использования, исходящий из уровня обеспеченности граждан жильем, заменен на другой принцип. За исходное начало берется, в первую очередь, материальное положение граждан, обратившихся за получением социального жилья. Как общее правило, жилые помещения по договору социального найма должны предоставляться не любым гражданам, проживающим в стесненных жилищных условиях, а только тем, которые признаны в установленном порядке малоимущими, и не имеют возможности решить жилищную проблему с использованием собственных или заемных средств. Этот подход требует тщательного изучения и осмысления.
В ЖК РФ впервые получила законодательное развитие конституционная норма о предоставлении жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда бесплатно или за доступную плату малоимущим и иным категориям гражданам. В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном ЖК РФ порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а жилые помещения государственного жилищного фонда - иным категориям граждан, признанным по установленным федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущие граждане пользуются жилыми помещениями по договору социального найма без внесения платы за наем, иные категории граждан плату за наем вносить обязаны.
Договор безвозмездного пользования жилым помещением впервые поименован в Жилищном кодексе. Ранее действовавшее законодательство не упоминало о возможности заключения договора безвозмездного пользования в отношении жилого помещения. При этом в юридической литературе указывалось на возможность заключения такого рода сделок .
Действующее законодательство не содержит понятия договора безвозмездного пользования жилым помещением. Не проведено в нем и регулирование особенностей заключения, изменения, исполнения и прекращения указанного договора. Все это приводит к возникновению широкого спектра проблем в правоприменительной практике.
С учетом положений ст. 689 ГК РФ считаем возможным предложить следующую дефиницию рассматриваемого договора. По договору безвозмездного пользования жилым помещением (договору ссуды жилого помещения) одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (ссудодатель) - обязуется предоставить жилое помещение в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть предоставленное жилое помещение в том состоянии, в каком она его получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В юридической литературе отсутствует единое мнение по поводу юридических признаков договора ссуды.
Безусловным признаком договора ссуды является его безвозмездный характер, и это никем не оспаривается. Сложнее дело обстоит в отношении таких признаков, как реальность или консенсуальность данной сделки, а также о количестве ее сторон.
На наш взгляд, договор безвозмездного пользования может иметь как консенсуальный, так и реальный характер. Консенсуальный договор ссуды имеет место в случаях, когда стороны оговаривают, что обязательство ссудодателя передать вещь возникает с момента заключения договора. В противном случае договор будет носить реальный характер.
В предложенной выше дефиниции договор безвозмездного пользования жилым помещением сформулирован исключительно как консенсуальный. Это связано с тем, что все договоры найма сформулированы в действующем законодательстве как консенсуальные. Так как договор ссуды жилого помещения тяготеет скорее к договорам найма, то, по нашему мнению, следует законодательно закрепить его консенсуальный характер.
Договор безвозмездного пользования вещью может быть как односторонним, так и двусторонним. Двусторонний характер договор ссуды приобретает в двух случаях: если он является консенсуальным и (или) если в соответствии с условиями ст. 695 ГК РФ на ссудодателя возложена обязанность по производству текущего и (или) капитального ремонта вещи (в нашем случае - помещения).
Если предлагаемая дефиниция договора ссуды жилого помещения найдет отражение в российском законодательстве, то признаками данного договора необходимо будет считать безвозмездный, консенсуальный и двусторонний характер.
Предметом рассматриваемого договора выступают действия ссудодателя по предоставлению жилого помещения в безвозмездное пользование ссудополучателя.
Объектом договора является жилое помещение, понятие которого содержится в ст. 15 ЖК РФ. Это могут быть жилые помещения индивидуального, специализированного или коммерческого жилищных фондов.
Согласно ч. 2 ст. 689 и ч. 3 ст. 607 ГК в договоре ссуды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ссудополучателю в качестве объекта пользования. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в безвозмездное пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. Как правило, на практике в договорах о передаче жилых помещений указываются город, улица и номер дома, в котором находится передаваемое жилое помещение. Кроме того, указываются этаж и количество этажей в доме, общая и жилая площадь помещения, а также его регистрационный номер.
В зависимости от вида фонда следует проводить классификацию договоров ссуды жилья и по субъектному составу.
Вообще, субъектами договора ссуды жилого помещения являются ссудодатель и ссудополучатель. Ссудодателем жилого помещения может быть собственник жилищного фонда или управомоченное им лицо.
Ссудополучателями жилых помещений индивидуального жилищного фонда или жилищного фонда коммерческого использования могут быть любые участники гражданского оборота. Ссудополучателями жилых помещений специализированного фонда могут быть только граждане, отнесенные в установленном законом порядке к категории нуждающихся в социальной защите.
Следует учитывать, что при передаче в безвозмездное пользование жилых помещений действуют общие ограничения гражданского законодательства в этой области. Так, коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля. Кроме того, коммерческая организация не может передать вещь в безвозмездное пользование другой коммерческой организации. Опекун в соответствии со ст. 37 ГК РФ не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок без предварительного согласия органа опеки и попечительства.
Форма договора ссуды подчиняется общим требованиям о форме сделок. Действующее гражданское законодательство не упоминает прямо о необходимости государственной регистрации договора ссуды жилого помещения и права пользования этим помещением, возникшим на базе этого договора.
Многие современные цивилисты склоняются к необходимости такой регистрации. Так, Е.А. Суханов отмечает: «С точки зрения п. 1 ст. 131 ГК правомерен вывод о необходимости государственной регистрации права ссуды на недвижимость. Ведь право ссуды - это серьезное обременение недвижимого объекта. Информация о нем важна для всех приобретателей. В условиях отсутствия подобной регистрации возможна покупка недвижимости, обремененной правами ссудополучателя, о которых неизвестно покупателю» .
Подобного мнения придерживается и И. Исрафилов: «можно заключить, что и договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом необходимо оформлять письменно. Исходя именно из этих же соображений можно согласиться и с мнением о необходимости еще и обязательной государственной регистрации указанных видов договоров» .
Субъекты жилищных правоотношений должны быть освобождены от обязательной государственной регистрации ссуды жилых помещений. Рассматриваемый договор направлен на оказание определенного рода благодеяния тому или иному, как правило, нуждающемуся в этом лицу. Возникающие на основании этого договора права не следует ставить в зависимость от наличия или отсутствия государственной регистрации, так же как это сделано в отношении прав отказополучателей и рентополучателей (ст. ст. 33, 34 ЖК РФ). Закрепив в законе диспозитивный характер государственной регистрации ссуды жилья, мы избавим стороны договора от необходимости посещения регистрирующего органа и уплаты государственной пошлины.
Правовое регулирование содержания договора безвозмездного пользования жилым помещением, существующее в Гражданском кодексе РФ, в целом соответствует современным реалиям за некоторыми исключениями. Так, в соответствии со ст. 693 ГК РФ при обнаружении недостатков в переданной вещи ссудополучатель имеет право по своему выбору потребовать от ссудодателя безвозмездного устранения недостатков вещи или возмещения своих расходов на устранение недостатков вещи либо досрочно расторгнуть договор и возместить понесенный им реальный ущерб. При этом в соответствии с ч. 2 указанной статьи ссудодатель, извещенный о требованиях ссудополучателя или о его намерении устранить недостатки вещи за счет ссудодателя, может без промедления произвести замену неисправной вещи другой аналогичной вещью, находящейся в надлежащем состоянии. Данная норма позволяет заключить, что «лицо, передающее жилище по договору безвозмездного пользования жилым помещением, извещенное о названных требованиях, может без промедления произвести замену ненадлежащего жилья другим аналогичным помещением, находящимся в нормальном состоянии» . Следует обратить внимание, что это является правом, а не обязанностью ссудодателя. В том случае, если мы имеем дело со ссудой индивидуального или коммерческого частного жилищных фондов, это зачастую просто невозможно в связи с отсутствием у ссудодателя другого жилого помещения. В тех же случаях, кода речь идет о безвозмездном пользовании жилым помещением специализированного жилищного фонда, следовало бы установить обязанность ссудодателя предоставить гражданам, нуждающимся в социальной защите, иное жилое помещение взамен переданного помещения с недостатками.
Основной обязанностью ссудополучателя является использование предоставленного по договору помещения в соответствии с его назначением. Следует отметить, что действующее законодательство допускает использование жилого помещения не только для проживания, но и для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности .
Важной обязанностью ссудополучателя является обязанность по содержанию жилого помещения, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Безусловно, так и должно быть в случаях предоставления в безвозмездное пользование жилых помещений индивидуального и коммерческого жилищного фондов. Применительно же к ссуде жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда данная норма ГК РФ вызывает недоумение. Очевидно, указанная коллизия может быть устранена либо путем внесения изменений и дополнений в действующий Жилищный кодекс, либо внесением специальных указаний в текст типового договора безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Договор безвозмездного пользования жилым помещением может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока. При этом любая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив другую сторону об этом не менее чем за один месяц. Ссудополучатель имеет аналогичное право и при срочном договоре ссуды.
Истечение срока договора ссуды жилого помещения не влечет его автоматического прекращения. Если ссудополучатель продолжает пользоваться жилым помещением по истечении срока действия договора при отсутствии возражений со стороны ссудодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 698 ГК РФ ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, если ссудополучатель:
- использует жилое помещение не по назначению (что с учетом действующего ЖК РФ практически невозможно, если ссудополучатель проживает в жилом помещении);
- не выполняет обязанностей по поддержанию жилья в исправном состоянии или его содержанию (например, не оплачивает коммунальные услуги; и здесь, очевидно, должны быть применимы сроки, предусмотренные ст. 90 ЖК РФ. К этому же основанию следует отнести случаи самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения, несмотря на отсутствие указания об этом в ст. 90 ЖК РФ);
- существенно ухудшает состояние жилища;
- без согласия ссудодателя передал жилое помещение третьему лицу.
Последнее из приведенных оснований должно распространяться не только на случаи передачи жилого помещения в пользование другим лицам с освобождением самим ссудополучателем предоставленного помещения, но и если сам ссудополучатель продолжает пользоваться жилым помещением и одновременно предоставил право пользования им третьим лицам (пусть даже членам своей семьи), не поименованным в договоре ссуды, за исключением своих несовершеннолетних детей.
Ссудополучатель вправе требовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях:
- обнаружения недостатков, делающих нормальное использование жилого помещения невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора;
- если жилье в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для пользования;
- если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемое жилище;
- при неисполнении ссудодателем обязанности передать жилье.
Сказанное позволяет сделать следующие выводы. Действующее российское законодательство о договоре безвозмездного пользования жилым помещением нуждается в некоторой доработке. Необходимо дополнить главу 36 Гражданского кодекса Российской Федерации статьей, содержащей особенности договора безвозмездного пользования жилым помещением.
По договору безвозмездного пользования жилое помещение может быть предоставлено собственником только гражданину. Юридическое лицо не может пользоваться помещением на основе договора безвозмездного пользования. В п. 2 ст. 671 ГК РФ сказано, что юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Какой иной договор законодатель имел в виду? Можно ли в качестве иного рассматривать договор о безвозмездном пользовании. Нам представляется, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Однако в литературе высказано и иное мнение. Так, И. Исрафилов считает, что согласно п. 2 ст. 671 ГК РФ жилые помещения юридическим лицам могут быть сданы только по договору аренды или по другому аналогичному договору, в том числе по договору безвозмездного пользования и с условием использования их для проживания граждан . Представляется, что из ч. 2 ст. 30 ЖК РФ вытекает другой ответ на поставленный вопрос. Говоря о том, что собственник жилого помещения вправе предоставлять его гражданину на основе договора найма, безвозмездного пользования или ином законном основании, законодатель в отношении юридического лица ограничился указанием на договор аренды или другое законное основание, не упомянув о возможности заключения другого договора.
Предоставленное по договору аренды жилое помещение должно использоваться юридическим лицом только для проживания. Оно может передать помещение в срочное или бессрочное пользование своему работнику либо по договору найма, либо по договору безвозмездного пользования. Но если речь идет о коммерческой организации, она не может передать квартиру или дом в безвозмездное пользование своим учредителям, участникам, руководителям, членам органов управления или контроля. Эти лица могут проживать в арендованных помещениях только по договору найма. Безвозмездное проживание возможно лишь для рядовых работников. Это ограничение не касается некоммерческих юридических лиц.
Допуская такое использование жилых помещений физическими лицами, И. Исрафилов ставит вопрос о том, какие нормы законодательства по аналогии должны применяться к этим правоотношениям: об аренде или найме жилых помещений. Более других, по его мнению, к отношениям безвозмездного пользования жилыми помещениями подошли бы нормы, регулирующие наем жилых помещений в части, не противоречащей нормам Гражданского кодекса о безвозмездном пользовании и существу последнего.
Первичной предпосылкой для принятия граждан на учет является их принадлежность к категории малоимущих или к иным категориям, указанным в федеральном законодательстве или законодательстве субъектов РФ.
Основными субъектами жилищного правоотношения являются пользо-ватели жилого помещения, а также члены семьи нанимателя и члены семьи собственника.
Ввиду отсутствия в семейном и жилищном законодательстве понятий «семья» и «член семьи» диссертантом исследуется проблема правосубъектно-сти семьи, анализируются различные точки зрения на понятие «семьи» в се-мейном и жилищном праве. Семья в семейном праве характеризуется двумя признаками: во-первых, наличием взаимных прав и обязанностей; во-вторых, как правило, члены семьи проживают совместно, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей (например, алиментные обязанности бывших супругов, дедушек и бабушек по содержанию своих внуков).
Одним из признаков, характеризующим принадлежность к семье в жи-лищном праве, является совместное проживание члена семьи с собственником или нанимателем в одном жилом помещении. Именно совместное проживание является основанием возникновения у члена семьи нанимателя или собствен-ника жилищных прав и обязанностей, что прямо закреплено в п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 69 ЖК РФ.
Кроме того, круг членов семьи в семейном праве ограничен, так как они связаны наличием брака, родственных отношений, усыновлением и т.п. К членам семьи собственника и нанимателя жилого помещения, помимо его супруга, детей и родителей, могут быть отнесены и другие лица, не связанные с ними родственными отношениями, браком и т. д., в порядке и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
Таким обр |