В контексте данного раздела кредитные организации рассматриваются в качестве микроуровня анализируемой системы, они также в свою очередь являются иерархическими, управляемыми, развивающимися системами. На данном микроуровне (в рамках кредитных организаций) управленческие решения могут приниматься, исходя из приоритета интересов субъектов управления: акционеров, участников и топ-менеджеров банка, и идти вразрез с системными интересами. Например, в целях вложения средств и максимизации прибыли пойти на задержку клиентских платежей. В этом случае во взаимодействии элемента и системы будет наблюдаться дисфункция, которая может транслироваться на более высокие системные уровни, во избежание чего в системе должны применяться императивные меры воздействия в рамках банковского надзора, направленные на устранение микродисфункций и предотвращение их переноса на системный уровень.
Существующие нормативные модели обычно не предусматривают права регулятора вмешиваться в оперативную деятельность самостоятельных экономических агентов, но, в случае угрозы системным интересам, он может вывести отдельный элемент за рамки системы (отзыв лицензии на банковскую деятельность). Неспособность предотвращения дисфункций микроуровня со стороны госрегулятора приводит к их трансляции на системы более высокого уровня и может спровоцировать функциональную неадекватность банковской системы в целом по отношению к экономической системе страны. Следовательно, функциональная адекватность банковской системы включает эффективную работу государственного регулятора и наличие действенного банковского регулирования и надзора.
Основными каналами трансляции являются платежная система и межбанковское кредитование. Взаимная зависимость банков – главный канал распространения финансовых проблем и их переноса на системный уровень. Общеизвестно, что доля межбанковских кредитов в балансе банка – важнейший показатель, характеризующий степень подверженности банка системному кризису и его общую устойчивость.
Невыполнение долговых обязательств участником платежной системы имеет следствием цепочку неплатежей, способных превратить финансово устойчивых экономических агентов в несостоятельных должников. Обобщение опыта платежных кризисов, имевших место в национальных и международных платежных системах, выразилось в разработке специальных принципов построения платежных систем, повышающих их способность противостоять системным рискам. Эти принципы, получившие название «стандарты Ламфаласси», приняты на вооружение всеми центральными банками Евросоюза и руководством Федеральной резервной системы. При этом распространять кризисные явления, превращая их в системные, способны как частные, так и централизованные платежные системы, причем именно централизация расчетов делает систему более уязвимой.
Все субъекты экономических отношений, возникающих в процессе банковской деятельности, имеют свои цели и определенную их приоритетность. Так, вкладчики и кредиторы банка преследуют цели максимизировать доходность вложений и обеспечить возвратность средств. Кредитные организации стремятся к максимизации прибыли и устойчивому развитию, банковский регулятор заинтересован в устойчивом и эффективном развитии банковской системы. Гармонизировать интересы субъектов банковской деятельности можно, выделив в качестве приоритета системного развития обеспечение устойчивости банковской системы.
Возможность возникновения дисфункций на микроуровне существует постоянно и является поликаузальной, но в качестве ключевых, на наш взгляд, факторов можно выделить неадекватность капитала и неадекватность менеджмента кредитной организации. Именно они и должны быть основными объектами банковского надзора в целях обеспечения функциональной адекватности банковской системы. В случае выявления неадекватности капитала или неадекватности менеджмента, порождающих потенциально опасные для банковской системы дисфункции (чрезмерные риски, способные повлечь неплатежеспособность кредитной организации и спровоцировать череду банковских банкротств), органы банковского надзора могут вывести данную кредитную организацию за пределы системы (отзыв лицензии).
Неадекватный менеджмент отражается на качестве управления активами, пассивами и рисками кредитной организации и может спровоцировать проблему дефицита ликвидности, чреватого неплатежеспособностью и банкротством банка. В условиях высокого уровня системной взаимозависимости неплатежеспособность отдельного банка может сказаться на устойчивости функционирования всей системы. Для предотвращения этого в банковских системах предусмотрены механизмы поддержания текущей ликвидности: система рефинансирования и рынок межбанковских кредитов. Эффективное функционирование этих элементов, обеспечивающих перераспределение кредитных ресурсов и общую устойчивость, составляет компетенцию госрегулятора как высшего органа банковской системы. Доступ к ним должны иметь все банки не только в целях поддержания ликвидности, но и для обеспечения равных условий функционирования в качестве важнейшего принципа рыночной экономики.
Адекватность (неадекватность) менеджмента в контексте настоящей статьи рассматривается с точки зрения принимаемых на себя банками рисков и качества управленческих решений, влияющих на генерирование и распределение прибыли в условиях изменчивой внешней среды. Ведь «основная роль банков – принятие на себя рисков, возникающих в других секторах экономики».
Адекватность (неадекватность) капитала характеризует степень соответствия собственного капитала банка принимаемым им на себя рискам. Понятие адекватности капитала, если не брать во внимание нормативный аспект, весьма растяжимо. «По-видимому, единственным критерием достаточности капитала выступает консенсус участников рынка: леверидж или величина, обратная покрытию капитала увеличивается до тех пор, пока рынок не прореагирует отрицательно». Имеется в виду повышение стоимости привлечения финансирования при росте левериджа вследствие возрастания рисков кредиторов и инвесторов. Оптимальная политика банка состоит в поддержании приемлемого уровня риска неизменным при расширении банковской деятельности на базе наращивания собственного капитала. Снижение капитала ниже определенного уровня делает невозможным нормальное функционирование банка и может привести к банкротству.
Таким образом, устойчивость системы на микроуровне определяет адекватность капитала и адекватность менеджмента кредитной организации. Устойчивость системы на макроуровне достигается за счет сочетания рыночного регулирования и банковского надзора. Под устойчивостью мы понимаем способность системы поддерживать определенное динамическое равновесие, гарантирующее обеспечение системной целостности посредством контроля критических параметров и удержания их в допустимых пределах. Иногда трактовка этого понятия может расширяться до понимания всей совокупности мер по адаптации системы к изменяющимся условиям функционирования.
Рыночное регулирование на эффективных рынках определяет стоимость банковских ресурсов, направления движения денежных средств, позволяет гармонизировать интересы менеджеров, акционеров и клиентов банка, то есть способствует решению агентских проблем и сигнализирует о степени эффективности банковской деятельности.
Банковский надзор препятствует распространению дисфункций микроуровня на всю банковскую систему. В идеале рыночное регулирование и банковский надзор должны дополнять друг друга, на практике это случается не всегда, в особенности в трансформирующихся экономиках, где наблюдаются фрагментарность экономических связей и рыночных отношений, высокая степень монополизации рынка, ограниченность конкурентной среды и неэффективность банковского надзора.
Таким образом, соотношение элементов рыночного регулирования и банковского надзора определяется набором факторов, характеризующих специфические условия реализации банковской деятельности. Ряд факторов имеют объективный характер и определяются степенью системной зрелости. Другие факторы носят субъективный характер и определяются целями и интересами субъектов банковской деятельности.
В российских условиях рыночное регулирование не является адекватным и эффективным по причине неэффективности финансовых рынков, непрозрачности банковского бизнеса, отсутствия рыночной оценки банков в силу слабого присутствия на фондовом рынке банковских ценных бумаг. Следовательно, основным критерием адекватности капитала будет его соответствие нормативным требованиям и жесткий контроль государства за их выполнением.
Как известно, в современной рыночной экономике «провалы рынка» преодолеваются расширением функций государства. Национальные особенности выстраивания экономических отношений в процессе осуществления банковской деятельности, институциональные условия функционирования банковской системы деформируют ее функциональные характеристики. В этой связи возрастает роль государственного регулирования банковской деятельности, призванного компенсировать не только провалы рынка, но и институциональную незрелость рыночных механизмов. Причем существует ряд сфер, в которых провалы рынка практически неизбежны. В частности, они не в состоянии устранить последствия несовершенной конкуренции и несовершенной информации. Следует также отметить, что результаты действия рыночных механизмов не всегда приемлемы с социальной точки зрения.
Рассматривая проблему функциональной адекватности банковской системы необходимо помнить, что с экономическими функциями банков тесно связана их социальная функция. Социальная функция банков проявляется, прежде всего, в социальных последствиях их деятельности. Значимость социальной функции именно для банков обусловлена их дуализмом как субъектов предпринимательской деятельности и как институтов, выполняющих общественно значимые функции, прежде всего по обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов в экономике. Особенностью предпринимательской деятельности кредитных организаций является превалирование в их ресурсной базе обязательств перед экономическими агентами – физическими и юридическими лицами, - что требует большей ответственности при принятии инвестиционных решений.
Этот дуализм банковской деятельности и особенности ее финансирования может вызвать конфликт интересов при принятии управленческих решений, когда мотив максимизации прибыли перевесит необходимость выполнения общественно значимых функций и выполнения обязательств перед вкладчиками, что чревато негативными социальными последствиями, ростом недоверия к банкам и снижением эффективности выполнения ими базовых экономических функций.
В этом контексте в качестве элемента системной устойчивости на макроуровне необходимо наличие системы страхования вкладов в целях предотвращения неплатежеспособности банков в результате «набега вкладчиков» и трансляции возникших проблем по межбанковским каналам на более высокие системные уровни.
Система страхования вкладов, является важным элементом, формирующим доверие клиентов к кредитным организациям, обязательства которых подкрепляются обязательствами государства по возврату вкладов банков-банкротов. Одновременно наличие такого элемента повышает опасность возрастания в системе морального риска, заключающегося в том, что клиенты могут действовать в направлении максимизации своих интересов, принимая рискованные или безответственные решения и перекладывая ответственность на государство. На наш взгляд в российских условиях увеличение морального риска является меньшим злом, по сравнению с возможной паникой вкладчиков и масштабным банковским кризисом.
Таким образом, можно констатировать, что банковская система представляет собой совокупность специфических экономических отношений, кредитно-финансовых механизмов и нормативных моделей, реализуемых через финансовых посредников депозитного типа. Банковская система характеризуется спецификой субъектно-объектного состава элементов и выполняемых функций, что позволяет идентифицировать ее как систему. При этом она является сложной, открытой динамичной, регулируемой системой иерархического типа, способной к саморазвитию и самоорганизации.
На этапе формирования системы, ее начального роста, а также в период трансформации, когда не сформировались еще окончательно системные связи, она в наибольшей степени подвержена деформациям и дисфункциям, что определяет ее общую нестабильность. По мере развития структурных и функциональных параметров и взаимосвязей происходит их стабилизация и повышение общей устойчивости всей системы. |