Усыновление является старейшим, классическим, но довольно слож-ным институтом семейного права. Реально определить возникновение его первичных форм достаточно трудно. Упоминание усыновления имеет место уже во 2–3 веках нашей эры в трудах Ульпиана – известного римского юрис-консульта.
Усыновление, как «искусственное сыновство», совершалось в Древней Руси еще во времена язычества, на смену которому пришло христианство с особым церковным актом «сынотворения», утвержденным епархиальным ар-хиереем.
В период реформ Петра I, также как и в эпоху царствования Екатерины II, специального внимания усыновлению не уделялось. Наиболее активная разработка норм об усыновлении нашло отражение в Уставе гражданского судопроизводства 1864 года (Ст. 1460 –1461) и в Своде законов гражданских (ст.145–151). Следует обратить внимание на то, что Устав гражданского су-допроизводства 1864 года различал узаконение и усыновление детей.
Заметной вехой в законодательстве об усыновлении стал Закон от 12 марта 1891 года «О детях усыновленных и узаконенных», который разделил усыновление на несколько категорий: усыновление по обещанию – самое ценное усыновление; усыновление ребенка привязавшейся к нему кормили-цей; усыновление за награду.
Процедура усыновления конца XIX века имела особенности: запрет на усыновление христиан нехристианами и наоборот; усыновитель должен быть не моложе тридцати лет и старше усыновляемого не менее чем на восемна-дцать; усыновление женщиной практически не имело места, ввиду финансо-вой и экономической зависимости. Наиболее сложная поэтапная процедура ожидала дворян: составление акта об усыновлении у нотариуса, представле-ние этого акта на разрешение окружного суда, утверждение этого акта судеб-ной палатой. Отличалось узаконение тем, что узаконить можно только своих внебрачных детей, а усыновить можно и своих и чужих. Римское частное право знало три способа узаконения (путем представления внебрачного сына и наделения его имущественным цензом, путем последующего брака родите-лей, путем издания специального императорского указа) и три вида усынов-ления путем издания отдельного закона, путем заявления перед судом, путем указания в завещании усыновителя). Что же касается усыновления россий-ских детей иностранными гражданами, то в Российской империи, особенно в конце XIX века, этот вопрос относился к числу принципиальных; иностран-цы подлежали действию российских законов. При этом также неукоснитель-но соблюдался принцип сословности. В целом усыновление конца XIX – на-чала XX века законодательно было изменено .
Следующей вехой стало введение в действие Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 ок-тября 1918 года. Согласно кодексу усыновленные дети приравнивались в правах к родным, однако на будущее время институт усыновления отменял-ся.
Легальное усыновление было восстановлено Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 года «Об изменении Кодекса законов об актах граж-данского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Новый Кодекс законов о браке, семье и опеке от 19 ноября 1926 года имел главу «Усынов-ление», регламентирующую административный порядок усыновления.
Наибольшую актуальность усыновление приобретает во время и после Великой Отечественной войны. Так, 8 апреля 1943 года принимается Поста-новление СНК РСФСР «О патронировании, опеке и попечительстве детей, оставшихся без попечения родителей», установившее обязательное обследо-вание социально–бытовых условий усыновляемого и усыновителя. Кроме то-го, 24 декабря 1945 года принимаются инструктивно–методические рекомен-дации «Об усыновлении», провозгласившие усыновление лучшим видом устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Административный порядок усыновления был сохранен и в Кодексе о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 года, который был введен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 3969 года «О порядке и введение в действие Кодекса о браке и семье РСФСР», и который в главе 12 «Усыновление (удочерение)» впервые употребил двоякое название процеду-ры. Разграничение понятий в зависимости от пола ребенка для самой проце-дуры не имеет значения.
Давать подробную характеристику административному порядку нет надобности, так как не он является предметом исследования, а судебный, ко-торый был установлен ст. 125 СК и введен в действие Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный ко-декс РСФСР» от 21 августа 1996 года № 124-ФЗ, и действовал в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 года № 90-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР». Нормы об усыновлении содержались в гл. 29 Гражданского процессуального кодекса РСФСР от 11 июня 1964 года с изменениями и дополнениями (далее – ГПК),
Новый ГПК от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ сохранил многие тради-ционные нормы, оправдавшие свою целесообразность, и в тоже время прив-нес в процесс зашиты прав граждан ряд новаций. В свете этих новшеств, процедура усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, допол-нена уточняющими, конкретизирующими и ранее не известными ГПК нор-мами. Прежде всего, следует отметить иное название гл. 29 – «Усыновление (удочерение) ребенка». Само по себе данное название гл. 29 ГПК новацией не является, в виду того, что в международных актах, касающихся вопросов усыновления, эта процедура именуется лаконично – усыновление. Таким об-разом, в конкретном случае законодатель привел нормы ГПК в терминологи-ческое соответствие с нормами СК и международными актами. На этом фоне удивительным выглядит упоминание «установления» усыновления совре-менных комментариях .
Необходимо отметить, что современные материальные и процессуаль-ные нормы усыновления осложнили лейтмотив этого правового действия: обязательное соблюдение интересов обеих сторон (усыновителей и усынов-ленных), то есть – паритет этих интересов, который достаточно трудно со-хранить.
Значительное число злоупотреблений, совершаемых должностными лицами, стало одним из оснований отказа от административного порядка усыновления и введения судебного, что объяснимо с точки зрения историче-ского развития норм об особом производстве, а также тем обстоятельством, что в большинстве зарубежных стран усыновление осуществляется в судеб-ном порядке, содержащем значительные гарантии защиты прав детей и усы-новителей.
Данный краткий исторический обзор имел своей целью не только при-вести временную последовательность становления и развития правового ин-ститута усыновления, но и весь спектр характерных черт усыновления, кото-рые были ему свойственны на каждом конкретном историческом этапе, а также осветить роль государства в этом процессе, его интерес к детям и при-знание их прав. Хотелось бы согласиться с положением о том, что «институт усыновления... является весьма гибким и подвижным, то есть изменяется под влиянием определенных событий и жизненных реалий», при том, что усы-новление, на первый взгляд, носит частный характер.
И действительно обострившаяся в последние годы проблема междуна-родного усыновления в РФ носит комплексный характер, однако, изменение законодательства в этой сфере продиктовано скорее причинами политиче-скими, нежели социально–экономическими… Подробнее данную проблему необходимо исследовать в последующих главах дипломной работы.
Усыновление или удочерение – это такой юридический акт, в силу ко-торого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Такие семейно–правовые отно-шения, осложненные наличием так называемого иностранного элемента, ре-гулируются нормами международного частного права, которое устанавлива-ет юридические связи данного отношения с правопорядками нескольких го-сударств. Если усыновитель и усыновляемые являются гражданами разных государств либо если факт усыновления должен иметь место за границей и осуществляться в соответствии с законодательством иностранного государ-ства, применяется понятие «международного», или «иностранного», усынов-ления .
Действующий закон позволяет говорить о внутреннем содержании усыновления, его правовой природе. Определение понятия «усыновление» и его правовая природа - взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Сте-пень их взаимосвязи различна, и это отчетливо проявляется при анализе усы-новления как правового института, как юридического факта, как системы правоотношений. Не представляет особых затруднений определение содер-жания понятий этих чисто правовых явлений. И напротив, в некоторых слу-чаях безуспешными оказываются попытки однозначно определить правовую природу «формы воспитания» и «формы устройства». Оценка такого сложно-го феномена, как форма воспитания, не исчерпывается только выявлением его правовой природы и не должна отождествляться с «правом на воспита-ние». Право на воспитание понимается по-разному, а именно:
1) как сложное субъективное право родителей по воспитанию своих детей и одновременно как их юридическая обязанность, направленная на воспитание последних;
2) как элемент содержания субъективного права родителя на воспита-ние;
3) как правоотношение, возникающее между родителями и детьми в связи с воспитанием последних;
4) как система норм, регулирующих отношения по воспитанию.
Главное отличие «права на воспитание» от «формы воспитания» состо-ит в том, что последняя - явление сложное, многогранное, включающее в се-бя ряд аспектов (психологические, социологические, медицинские, педагоги-ческие и др.). Этим обстоятельством обусловлены трудности в определении правовой природы данного понятия.
Усыновление является формой «максимальной правовой ассимиляции» несовершеннолетнего в чужой семье, отвечающей той бытовой, психологи-ческой, духовной близости, которая обычно устанавливается в жизни при этой форме принятия детей в семью .
Усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отлична от иных форм устройства детей: 1) по основанию воз-никновения правоотношений; 2) по характеру правоотношений; 3) по содер-жанию прав и обязанностей субъектов.
Основанием возникновения правоотношений по поводу усыновления является волеизъявление лица и решение суда, вступившее в законную силу. В приемной семье, при патронатном воспитании основанием возникновения правоотношений является договор; при установлении опеки и попечительст-ва - решение администрации.
Различия между указанными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, проявляются и в характере возникающих правоот-ношений. Для правоотношений усыновления характерно то, что они бес-срочны, а все остальные правоотношения, возникающие в рамках других форм устройства ребенка, являются срочными .
На воспитание в приемную семью несовершеннолетний ребенок пере-дается на срок, предусмотренный договором о передаче ребенка на воспита-ние в семью (п. 1 ст. 151 СК РФ) . Однако между приемными родителями и приемными детьми в отличие от усыновителей и усыновленных не возникает никаких алиментных отношений, они не имеют права наследовать друг после друга, равно как и после близких родственников приемных родителей и при-емных детей. Приемный ребенок сохраняет свое имя, отчество и фамилию, а при усыновлении они могут быть изменены. Правоотношения же по усынов-лению устанавливаются пожизненно, они бессрочны и могут быть прекраще-ны лишь в результате отмены усыновления .
При современной характеристике усыновления как правового институ-та необходимо иметь в виду два важных, на наш взгляд, теоретических по-ложения. Во-первых, многочисленные нормы, содержащиеся в комплексных нормативных актах, посвященных усыновлению , различны по отраслевой принадлежности и потому в единстве представляют собой комплексный ин-ститут законодательства. Во-вторых, разд. VI СК РФ, исходя из его структу-ры, может быть представлен как институт семейного права, а нормы об усы-новлении, опеке и попечительстве, приемной семье, содержащиеся в нем, - как его субинституты (гл. 19 - 21 СК РФ). Таким образом, в узком смысле нормы об усыновлении - это субинститут семейного права.
Социальное назначение института усыновления состоит во всемерном соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних детей, а также в возможности реализации чувства материнства и отцовства потенциальными усыновителями Безусловно, нормы института усыновления предназначены не только для урегулирования отношений с участием бездетных граждан; граждане, имеющие своих детей, также могут быть усыновителями и нередко ими становятся .
Служебная роль института усыновления заключается в обеспечении благоприятных условий, способствующих гармоничному развитию ребенка, позволяющих оказать реальную помощь прежде всего детям, оставшимся без попечения родителей.
Под усыновлением понимают также юридический факт, устанавливае-мый в судебном порядке и являющийся основанием возникновения комплек-са правоотношений, аналогичных по содержанию родительским. Это означа-ет, что в результате усыновления между усыновителями и его родственника-ми, с одной стороны, и усыновленным ребенком, его потомством - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также родственниками усыновителей по происхождению .
Процедура усыновления начинается с того, что гражданин, желающий усыновить ребенка, обращается с заявлением об этом в орган опеки и попе-чительства по месту своего жительства. Вначале возникает простое, элемен-тарное правоотношение, информационное по сути, административно-правовое по природе. С него и начинается динамика сложной системы пра-воотношений. Субъектами этого правоотношения выступают органы опеки и попечительства и гражданин, обладающий как правом требовать предостав-ления необходимой информации, так и правом обжаловать действия органов, отказывающихся ее предоставить. Кроме того, гражданин может обжаловать действия регионального или федерального оператора, в частности за непре-доставление информации о ребенке . На основании заявления и приложен-ных к нему документов (справки с места работы, медицинской справки, ко-пии свидетельства о браке и др.) орган опеки и попечительства готовит за-ключение, которое является основанием для постановки гражданина на учет в качестве кандидата в усыновители.
Очевидные трудности в механизме реализации норм об усыновлении, о чем свидетельствуют скандальные судебные процессы, и другая негативная информация дают основание утверждать, что формирование института усы-новления еще не завершено. Поэтому следует ожидать увеличения объема нормативного материала и совершенствования качества изложенных в нем предписаний.
Заключение органа опеки и попечительства и момент постановки на учет лица в качестве кандидата в усыновители не совпадают между собой по времени. Этот срок может быть от одного до восьми месяцев, в зависимости от уровня учета (первичный, региональный, федеральный).
В результате усыновления возникают не только правовые, но и факти-чески близкие отношения, создание которых и является основной целью усыновления. Как считает Я.Р. Веберс, связь между кровными родственни-ками не отличается от постоянной связи между людьми, возникающей при усыновлении, хотя в ее основе и нет факта естественного биологического происхождения. Он дает следующее определение усыновления: усыновление - это юридический акт, направленный на установление родства в тех случаях, когда до этого усыновитель и усыновляемый в родстве не состояли, или на изменение системы родственных отношений, созданной естественным про-исхождением, в случаях, когда усыновитель и усыновляемый являются род-ственниками по происхождению .
Им |