Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судеб-ном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), пред-ставителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, а в необходимых случаях родителей, других за-интересованных лиц и самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет (ст. 273 ГПК РФ).
Дела об усыновлении рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными ГПК (ст. 263 ГПК РФ). Необходимость закрытого судебного заседания для этих дел обусловлена тем, что тайна усыновления ребенка охраняется законом (ст. 139 СК РФ). Учитывая, что ст. 155 УК РФ установлена уголовная ответствен-ность за разглашение тайны усыновления, лица, участвующие в деле, долж-ны быть предупреждены судом о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении, а также о возможности привлече-ния их к уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления во-преки воле усыновителя, что должно быть отражено в протоколе судебного заседания.
В отличие от общего правила гражданского судопроизводства о том, что решения судов объявляются публично, объявление решений по делам об усыновлении также должно производиться в закрытом судебном заседании ( ч. 8 ст. 10 ГПК).
Представляется очевидной необходимость отнесения рассмотрения дел об усыновлении к исковому производству, поскольку далеко не по всем кате-гориям семейных дел, рассматриваемых в исковом порядке, имеется спор, который понимается как разногласие между сторонами. Очевидно, что при усыновлении также может возникнуть спор о нарушении прав родителя, ко-гда родители (один из родителей) возражают против усыновления, а усыно-витель настаивает на этом. Могут вступить в процесс родственники усынов-ляемого ребенка при его усыновлении посторонними лицами и представить свои возражения относительно усыновления. Да и сам ребенок может возра-зить против усыновления.
Поскольку в ГПК РФ содержится положение (ч. 3 ст. 263), что в случае возникновения спора о праве, подведомственного суду, суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заявителю и другим заинтересо-ванным лицам, что они вправе предъявить иск. В таком случае дела об усы-новлении в настоящее время целесообразнее рассматривать в исковом произ-водстве. Распространение искового порядка на все случаи позволит суду в самом начале выяснить все обстоятельства дела, не нарушаются ли чьи-либо интересы, кроме интересов детей. Исковое производство в отличие от особо-го предполагает заслушивание различных мнений и более состязательный процесс. Кроме того, по действующему ГПК РФ только в исковом производ-стве могут быть рассмотрены дела об отмене усыновления, и рассмотрение в этом же виде производства дел об усыновлении привело бы к унификации процессуального регламента разрешения этих категорий дел.
Особо следует обратить внимание и на то, что решение по делам об усыновлении не требует принудительного исполнения, так как данным ре-шением устанавливается факт усыновления. В случаях затруднения в реали-зации решения об удовлетворении требований об усыновлении усыновителю необходимо обращаться с иском об отобрании ребенка. Это, в свою очередь, осложняет защиту интересов ребенка. При рассмотрении же дел в порядке искового производства законом предусмотрено исполнение решений в при-нудительном порядке, и это еще один довод в пользу искового производства по делам об усыновлении.
Ответчиком при рассмотрении дела в порядке искового производства может быть признан ребенок как субъект спорного правоотношения. Ребенок является полноправным субъектом права, субъектом семейно-правовых от-ношений, хотя фактически в процессе будет участвовать другое лицо, высту-пающее в его интересах (родители, орган опеки и попечительства, прокурор и др.).
В литературе давно ставится вопрос о создании специализированных судов по семейным делам, функционирующих в других странах. Поскольку на создание таких судов потребуется определенное время, целесообразно рассмотрение дел об усыновлении детей российскими гражданами судьями районных судов, специализирующимися на рассмотрении дел, возникающих из семейных правоотношений
Именно в судебном заседании суд должен установить наличие условий для усыновления и отсутствие препятствий к усыновлению, соответствие усыновления ребенка данными лицами (лицом) интересам несовершеннолет-него.
Однако при рассмотрении заявлений об усыновлении суды не всегда принимают меры к установлению истинных мотивов обращения заявителей в суд с такими требованиями. Судебная практика показывает, что в целом ряде случаев усыновлением преследовались совсем иные цели, связанные с полу-чением какой-то выгоды. Усыновители не имели намерения проживать со-вместно с усыновленными, содержать и воспитывать их, заботиться о здоро-вье, физическом, нравственном, психическом, духовном развитии усынов-ленного. К сожалению, участвующие в деле прокурор и орган опеки и попе-чительства не всегда выявляют данные факты. Более того, судьи сводят к формальности получение заключения прокурора и органов опеки и попечи-тельства, что весьма отрицательно.
Статья предусматривает обязательное личное участие усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора и ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет, именно в судебном разбира-тельстве. Это не означает вместе с тем, что неявка указанных лиц в судебное заседание вообще исключает возможность рассмотрения дела в их отсутст-вие и вынесения решения об усыновлении.
Неявка этих лиц в судебное заседание и рассмотрение дела при надле-жащем извещении о месте и времени судебного разбирательства может явиться основанием к отмене решения, если их отсутствие в заседании при-вело или могло привести к неправильному разрешению вопроса об усынов-лении (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об уста-новлении усыновления»).
Требование закона о личном участии усыновителей в судебном заседа-нии не распространяются на другие стадии гражданского процесса, в частно-сти на стадию подготовки дела к судебному разбирательству, в ходе которой представители усыновителей вправе давать судье пояснения по существу за-явления, собирать и представлять необходимые доказательства, ставить во-просы об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных до-казательств и т.п.
Вопрос о непосредственном участии в судебном заседании родителей усыновляемого и других заинтересованных лиц, привлеченных к участию в деле, а также самого ребенка в возрасте от десяти до четырнадцати лет зави-сит от усмотрения суда и должен разрешаться с учетом обстоятельств кон-кретного дела об усыновлении. Так, например, для установления возможно-сти усыновления ребенка, у которого имеются родители, суд может опросить их в судебном заседании по вопросу дачи согласия на усыновление ребенка, зафиксировав это согласие в протоколе судебного заседания. Необходимость непосредственного участия родителей усыновляемого в судебном заседании может быть обусловлена тем, что любой из них вправе до вынесения судом решения отозвать данное им ранее согласие на усыновление, независимо от мотивов, побудивших его сделать это (ст. 129 СК РФ). В подобных случаях, кроме перечисленных в ст. 130 СК, усыновление ребенка без согласия роди-телей не допускается. |