Инвестиции в строительство отнесены к реальным инвестициям, среди которых включены в группу, объединяющую капитальные вложения в создание объектов гражданских прав, отвечающих требованиям, предъявляемым к объектам основных фондов.
Инвестиции в строительство редко осуществляются посредством абсолютных инвестиционных правоотношений, ведь, как правило, их объектами выступают сложные инженерные сооружения, для создания которых необходимо выполнение работ, требующих самых различных специальных знании и привлечения значительных ресурсов, которые не могут быть обеспечены инвестором единолично. Поэтому наибольший интерес при исследовании правового регулирования инвестиций в строительство представляет изучение правовых форм реализации относительных инвестиционных правоотношений коими выступают договоры, именуемые в юридической литературе и в практической деятельности инвестиционными договорами».
Ввиду использования для обозначения договорных форм инвестиционной деятельности нового термина, необходимо установить, является ли такой договор новым, непоименованным, г. л и имеет признаки, позволяющие отнести его к одному из существующих видов договоров. От правильной квалификации инвестиционного договора зависит эффективность правового регулирования соответствующих отношений, ведь как справедливо отмечает М.И. Брагинский: < Как это свойственно классификации в области права вообще и гражданского, в частности, отнесение той или иной конструкции к конкретному классу важно постольку, поскольку речь идет о пределах действия определенного режима»
Поскольку инвестиционные правоотношения в строительстве являются видом инвестиционных правоотношений, представляющих собой, в свою очередь, часть гражданско-правовых отношений, исследование правовых форм инвестиционной деятельности в строительстве должно осуществляться на основе анализа общих квалифицирующих признаков инвестиционных договоров, определяющих их место в системе гражданско-правовых договоров.
Выделены две ступени классификации инвестиционных правоотношений в строительстве, выделяющих их среди иных инвестиционных правоотношений. Первая связана с юридически значимыми характеристиками объекта, предопределяющими их место в существующей системе объектов гражданских прав. Во-первых, объектом таких правоотношений выступает объект материального мира, являющийся частью группы объектов гражданских прав, именуемой в ст. 128 ГК РФ «вещи». Во-вторых, среди всех вещей, объект инвестиций в строительство должен быть отнесен к числу недвижимых вещей (ст. 130 ГК РФ). Кроме того, среди вещей недвижимых, объект инвестиционных правоотношений в строительстве выделяется наличием признака прочной связи с землей.
Вторая ступень классификации инвестиционных правоотношений, определяющая место инвестиций в строительстве в системе инвестиционных правоотношений – содержание правоотношения, которое включает права и обязанности субъектов, обеспечивающие потребление или использование инвестором принадлежащих ему имеющих денежную оценку объектов гражданских прав в процессе строительного производства, в результате которого у него возникнут права на созданный объект. Инвестиции в строительство - это несение затрат при осуществлении строительного производства.
С учетом установленного содержания инвестиционных правоотношений в строительстве приходит к выводу, что инвестиционными договорами в строительстве могут выступать только договоры, на основании которых возникают и исполняются обязательства о производстве строительных работ. Поэтому в основе любых инвестиций в строительство лежат договорные формы подряда и (или) договоры о совместной деятельности по выполнению строительных работ.
В ходе исследования проанализирована структура договорных связей в строительстве и определено место инвестиционного договора в этой структуре. Между субъектами инвестиционной деятельности могут существовать различные договорные отношения и для отражения структуры договорных связей проводит разделение инвестиционных отношений на «собственно инвестиционные» и «отношения по реализации инвестиций».
В качестве одной из правовых форм собственно инвестиционных от-ношений» О.Н. Кондрашкова называет «единый инвестиционный договор», кронами которого являются инвестор, заказчик, пользователь объекта и основной исполнитель работ.
Исследуя категорию предпринимательских договоров. С,С. Занковскин обоснованно пришел к выводу о том, что ответ на вопрос о субъектном составе таких договоров «важен для нас уже потому, что с ним связано определение круга договоров, которые следует считать предпринимательскими»".
Однако, субъектный состав правоотношения не является, как было показано ранее, квалифицирующим признаком инвестиционных правоотношений.
С учетом данного обстоятельства, разделяя точку зрения VI.В. Ершовом и Т.М. Ивановой, полагаем, что в силу как экономической сущности регулируемых отношении, так и прямого указания законодательства , понятия инвестиционной и предпринимательской деятельности совпадают лишь от части субъектами предпринимательства деятельность может быть инвестиционной, однако субъектами инвестиционной деятельности могут быть не только предприниматели), что исключает возможность согласиться с тем, что инвестиционный договор может быть только предпринимательским.
Отвечая на вопрос о различиях между инвестиционным контрактом и инвестиционным контрактом (договором) (далее по тексту «инвестиционные договоры»), на основании данных об их субъектах, предмете и содержании, можно сказать, что принципиальных отличий между двумя договорами нет.
В отношении правовой квалификации данных договоров, полагаем, что осуществить ее невозможно ввиду того, что по сути своей они не соответствуют действующему законодательству, а значит, не могут иметь своего места в системе договоров. Такой вывод, на наш взгляд, явствует из следующих положений.
Право на использование земельного участка, в том числе на возведение зданий, строений и сооружений, принадлежит его собственнику (ст. 263 ГК, ст. п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее «ЗК РФ»)), либо лицу, которому собственник предоставил соответствующие права (ст. 264 ГК, ст. 41 ЗК РФ). В рамках рассматриваемого постановления эти отношения реализуются посредством приобретения инвестором на торгах права долгосрочной аренды земельного участка и заключения соответствующего договора. Продажа правомочия по возведению строений не может быть осуществлена без передачи прав в отношении самого земельного участка, о чем свиде-тельствует ст. 30 ЗК РФ, регламентирующая порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципалъной собственности. Заключение предусмотренных постановлением инвестиционных договоров по результатам торгов, предметом которых лишь «право на реализацию инвестиционного проекта», фактически прикрывает собою сделку в отношении прав на земельный участок, что п. их ничтожность (ч.2 ст.170 ГК).
|